Женщины в науке: Анастасия Ласковая

Если разговор заходит о женщинах в науке, то невольно вспоминается Мари Кюри-Складовской, Софьи Ковалевской и в редких случаях другие известные ученые: Зинаида Ермольеву – «госпожа пенициллин», Эстер Ледерберг – биолог и генетик, Розалинд Франклинк, боровшаяся с сексизмом в науке – ее можно узнать по пресловутому термину «эффект матильды».


Но, возможно, прямо сейчас вы находитесь с той, которая перевернет научный мир, и сделает открытие, от которого будет зависить наше с ваши будущее – и не важно будут ли это естественные науки, или мир статистики и цифр – главное выбрать профессию по душе! Так и поступила героиня этого интервью Анастасия Ласковая — доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, академический директор программы бакалавриата «Менеджмент» ВШМ СПбГУ.

В рамках проекта «Женщины в науке и технологиях» https://t.me/kolba_science Евгения Еньшина – глава национального отделение WiN Russia встречается с интересными женщинами специалистами из сферы науки и технологий.

Карьерные установки в значительной степени зависят от примеров, что мы наблюдаем в своем окружение. Был ли у вас такой пример, и как вы относитесь к наставникам, в том числе и в науке?

Наставник, на мой взгляд, очень важен в выборе и построении карьеры. Он помогает понять, насколько нравится выбранный путь, определить свою дорожку и не сойти с нее при появлении трудностей. У меня такой человек был, моим наставником в научном пути стала научная руководительница. Она и привела меня в академию, показала, что работа в университете может быть увлекательной, яркой и приносить хороший доход. До этого я не рассматривала карьеру в образовании, поскольку не знала про возможность хорошего заработка, у меня тоже был стереотип про академическую карьеру как нечто волонтерское. Моя руководительница вдохновила меня тем, что наука – это сложно, интересно, работая в университете ты каждый день узнаешь что-то новое, общаешься с большим количеством людей из разных сфер (от студентов программ MBA до коллег на зарубежных конференциях из других стран).

Сфера вашего образования – экономика, почему выбрали именно данную сферу?

В тот момент все говорили про экономику как очень популярную и востребованную сферу работы. Я изначально пыталась поступить в ВШМ СПбГУ (где сейчас работаю), но не прошла – уровень английского тогда был не тот. Поступила по второму приоритету в ИНЖЭКОН (сейчас – СПбГЭУ) на экономику, специализация финансы. А вот в аспирантуру я пошла уже в Высшую школу менеджмента. Мне менеджмент как направление образования и науки нравится тем, что он вобрал в себя много разных направлений – экономику, социологию, психологию, даже антропологию. Такое разнообразие никогда не дает скучать, позволяет смотреть на мир с совершенно разных сторон и выстраивать свое понимание происходящих процессов. Своей специализацией я выбрала предпринимательство как отдельное направление в науке менеджмента, сейчас занимаюсь изучением предпринимательского поведения в кризис.

Какую сферу вы бы посоветовали сейчас будущим абитуриентам? Как выбрать направление, куда пойти учиться?

Главное – выбирать по душе. Если нравится все анализировать и работать с цифрами, можно пойти в экономику. Если хочется заниматься чем-то креативным и творческим, вполне подойдет театральное или художественное направление. Основное, что нужно понять, это чем нравится заниматься. А для этого нужно пробовать. Конечно, нужно смотреть на результаты выпускников вуза или конкретного направления – кто они, кем стали, какую карьеру выбрали. Если вас это вдохновляет – вам туда. Как преподаватель я бы советовала изучить преподавательский состав перед тем, как поступать. Кто вас будет учить, тоже очень важно. А в целом лучше идти на какое-то базовое фундаментальное направление – там вы сформируете мышление, а уже конкретное направление сможете выбрать после того, как определитесь.

Насколько сейчас развито студенческое предпринимательством и каковы его перспективы? Есть ли уже сейчас ощутимые результаты и итоги? И готов ли студент быть предпринимателем?

Я бы сказала, что в России это направление только начинает зарождаться. Появляются предметы по предпринимательству во многих университетах, развиваются программы поддержки студенческого предпринимательства, многие вузы создают свои Акселераторы. Пока сложно говорить о результатах, ведь основной результат мы увидим через 5-10 лет – когда теперешние студенты закончат обучение и пойдут развивать собственный бизнес. Когда мы проводили опросы студентов, то большинство из них намерены сразу после окончания вуза получить какой-то опыт работы в интересующей их сфере, а уже потом пойти развивать собственные проекты. И это абсолютно нормально. Средний возраст успешного предпринимателя – около 40 лет. Частое заблуждение о том, что успешные стартапы создают студенты пришла к нам из Кремниевой долины – именно там появились самые известные компании, ставшие единорогами (так называют компании, достигшие в оценке 1 млрд долларов). Но в реальности это скорее исключение из правил, большинство бизнесов создаются уже взрослыми людьми с опытом. А вот для того, чтобы получить этот опыт создания и провала проектов и нужно учить студентов предпринимательству. Я считаю, что со школы необходимо прививать предпринимательское мышление – оно про гибкость, возможность адаптироваться к неожиданным изменениям, про создание ценности для других, про умение не бояться неудач и строить партнерские связи. Именно этому и нужно учить студентов, тогда через опыт создания стартапов и работы в команде над инновационными проектами в университете они быстрее придут к созданию собственного успешного проекта. Главное – научить не бояться провалов.

В сфере ваших научных интересов есть графа «процесс принятия решений». Опираясь на опыт скажите, есть ли алгоритм или существующий стереотип принятия решения, может быть золотое правило. На что вы бы посоветовали обратить внимания в процессе принятия решений?

В своей научной деятельности я как раз изучаю процесс принятия решений, основанный на предпринимательском подходе. Ученые назвали его эффектуацией. Этот подход базируется на принципах, которые использую успешные предприниматели в процессе создания бизнеса. Но на самом деле этим же принципам следуют и топ-менеджеры малого бизнеса – мы обнаружили это, когда исследовали стратегии поведения малого и среднего бизнеса в России в кризис 2014-2015 годов. Эффектуация базируется на следующих идеях: нужно опираться на собственные ресурсы, использовать любые неожиданности в свою пользу, исходить из того что вы готовы потерять (это могут быть не только деньги, но и время), строить партнерские связи (в том числе для привлечения большего количества ресурсов). Я, например использую этот подход в своего бизнесе в том числе – создала собственный продукт на основании моих знаний, связей и вложений, которые я безболезненно могу потерять. И в личной жизни его тоже можно использовать – для того, чтобы справиться с неопределенностью, продвинуться на работе или найти для себя новую сферу деятельности.

Как вы считаете легко ли студентам найти работу после Вуза? Насколько развита практика/стажировка в период обучение студентов? На что нужно обратить пристальное внимание в этом вопросы, чтобы по итогу обучение студент был «готовым продуктом» для рынка труда?

На опыте Высшей школы менеджмента СПбГУ могу сказать, что многие наши студенты находят работу еще до окончания вуза. Например, учебная программа на бакалавриате у нас включает две обязательные практики – после 2 курса и после 3 курса. Студенты проходят эти практики в компаниях-партнерах, в своем бизнесе или в самом университете. Некоторые остаются на проекты в компаниях и после окончания официального периода стажировки. Я как академический руководитель программы считаю, что обучение в вузе обязательно должно сочетать теоретические и практические навыки – в ВШМ мы этому принципу следуем. Помимо обязательных практик многие курсы по выбору на 3 и 4 году обучения у нас читают приглашенные практики из бизнеса – это дает возможность студентам разнообразить образовательный опыт и увидеть практическое применение полученных теоретических знаний.

Сейчас активно развивается тема устойчивого развития, в сфере экономики и финансов в чем это проявляется, на ваш взгляд? Есть ли какие-то дисциплины для студентов, нацеленные на развитие в них ценностей устойчивого развития?

Как эксперт в области предпринимательства я вижу проявление этой темы в том числе в более ответственном ведении бизнеса. Многие компании нацелены не только на зарабатывание денег, но помогают развивать общество через культурные и социальные проекты, заботятся об экологии. Например, мне близка философия кофеен, где дается скидка на кофе в свой стаканчик – чтобы меньше использовать пластика. Или ряд кофеен предлагают так называемый «подвешенный кофе» — ты заказываешь две (или больше) чашки кофе, одну из которых выпиваешь сам, а вторая остается «в запасе» для бедных и нуждающихся. Любой, кто не может позволить себе этот напиток, может прийти в кафе, спросить, есть ли у них «подвешенный кофе», и получить его бесплатно.

Мы внедряем дисциплины, касающиеся устойчивого развития, в учебные план уже несколько лет. Как говорится, до того, как это стало мэйнстримом. Все студенты бакалавриата слушают дисциплины «Этика управления» и «Корпоративная социальная ответственность» — там им рассказывают про этичное управление организациями, про концепции ESG и применение этих принципов в практике бизнеса. На старших курсах студенты ВШМ могут взять такие курсы по выбору как «Социальное предпринимательство», «Циркулярная экономика и устойчивое развитие», «Построение устойчивых цепей поставок». Мои коллеги также ежегодно проводят Школу социального предпринимательства, в которой участвуют студенты со всей России. В будущим в наших планах усилить ESG компоненту в учебных планах за счет добавления новых дисциплин.

С одной стороны, без цифровой составляющей невозможно представить сейчас образование, но с другой стороны – это мощная сила, которая может вызвать необратимые изменения в человеческой природе, его сознание и восприятие мира, ценностных ориентирах, на что сейчас направлен вектор образования в сфере финансов и экономики?

Сейчас цифра проникает во все сферы деятельности, в экономику и менеджмент в том числе. Мы, например, обновили учебные программы, добавив туда обязательный предмет по основам программирования для всех студентов. Ведь мы уже живем в новом мире, когда без технологий невозможно представить дальнейший прогресс. В таких условиях программирование должно стать базовым предметом, как физика и химия в школе, например. Оно не только помогает понять суть управления различными технологиями, но и формирует логику и системное мышление.

Вы представитель молодого поколения, каков его образ, опишите. В чем сильные и слабые стороны, ценности и идеалы?

На самом деле я уже не молодое поколение. По теории поколений я отношусь к поколению миллениумов (Y), а вот самое молодое поколение – как раз студенты, это уже хоумлендеры (Z). Наше поколение можно сказать выросло на изменениях, менялась страна, менялись люди вокруг, менялись какие-то правила в образовательной системе. И мне кажется это наша сильная сторона – мы более приспособлены к переменам, готовы меняться и менять себя, не так болезненно переносим какие-то неожиданности. В этом же и видим ценность. Те же цифровые технологии в преподавании – молодым преподавателям намного проще даются онлайн-инструменты, гибридные формы обучения и другие нововведения. Старшему поколению с этим сложнее. То есть мы очень ценим саморазвитие, я лично в нем вижу инструмент изменения не только себя, но и мира вокруг. Изменения к лучшему.

Если бы вы писали письмо в будущее, какой бы был ваш основной меседж?

«Не останавливайтесь на достигнутом». В этом послании отражена моя вера в то, что человек имеет огромный потенциал – в каждый в отдельности и все мы вместе. Потенциал, чтобы изменить наш мир к лучшему, стать внимательнее к природе и друг другу, развивать инновации и улучшать жизнь. Развитие – это жизнь, изменения – это жизнь.

В чем для вас смысл человеческой жизни?

Сложны вопрос. Я не отвечу за всех, могу только сказать в чем смысл моей жизни – помогать другим. Я делаю это через образование и свои проекты, поскольку вижу в развитии мышления ключ к повышению качества жизни каждого.

Как вы формулируете свое жизненное кредо?

Мое кредо «Вечный ученик». В хорошем смысле. Я люблю учиться, постоянно это делаю, в каждом обучению преодолеваю своих страхи и приобретаю новые навыки. Это мне дает очень много энергии.

В чем ваша сильная сторона?

В упорстве. Если я что-то задумала – я добьюсь своей цели. Даже на примере моего жизненного пути. Я не поступила в ВШМ на бакалавриат, я вернулась поступать в аспирантуру – и тоже с первого раза не прошла по баллам. Готовилась целый год и в итоге на 3ий раз наконец поступила. А сейчас я доцент и руковожу программой бакалавриата. Люблю на своем примере показывать, что возможно все, и не стоит сдаваться после первой неудачи. В этом как раз основной навык предпринимателя.

Все фотографии предоставлены героем.

Евгения Еньшина

Идеолог интеллектуально-дискуссионного клуба FOUR WOMEN

Идеолог интеллектуально-дискуссионного клуба FOUR WOMEN. Член координационного совета WIN RUSSIA. Эксперт в сфере личностного роста и развития, журналист, главный редактор журнала Women of the world.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76