Обязательная маркировка: что? когда? зачем? Разбираемся в нововведениях в российском законодательстве вместе с изданием Designers from Russia
Тема маркировки животрепещущая для многих управляющих и собственников бизнеса. По уровню громкости обсуждений может быть сравнена с онлайн-кассами, с которыми и непосредственно связана. Неразбериху вокруг нововведения вызывает не только новизна, дополнительные затраты, но и неполнота или неточность информации. Но обо всем по порядку. Эксперименты по маркировке товаров различных отраслей, в той же фармацевтической или с шубами из натурального меха, велись уже не первый год и дошли до легкой промышленности. Маркировка товаров – нанесение средств идентификации на товары легкой промышленности или на потребительскую упаковку, ярлык, этикетку в соответствии с законодательной базой. То есть маркированные товары – товары легкой промышленности, на которые нанесены средства идентификации и сведения о которых содержатся и информационной системе мониторинга.
Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке:
- предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
- блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
Регулируется весь этот процесс следующими нормативными документами:
- Постановление Правительства РФ №1956 от 31 декабря 2019 года;
- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1955;
- Федеральный закон № 488 о внесении изменений в ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и с.4.4 и 4.5 в ФЗ № 54 «О применении ККТ при расчетах в РФ»;
- Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»;
- Распоряжение Правительства РФ №620-р от 3 апреля 2019 года;
- Протокол информационного обмена (ОФД);
- Методические рекомендации для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота отдельных позиций продукции легкой промышленности в Российской Федерации.
С 8 января 2020 года началась добровольная маркировка с поэтапным введением для каждой из четырех товарных групп. Запрет на оборот немаркированных товаров вступает в соответствии с определенной группой:
- с 1 марта 2020 года – обуви;
- с 1 октября 2020 года — духи и туалетная вода;
- с 1 октября 2020 года – фотоаппараты;
- с 1 ноября 2020 года – шины;
- с 1 января 2021 года — изделия легкой промышленности.
Товарные остатки, которые не были реализованы до 1 января 2021 года, должны быть промаркированы до 1 февраля 2021 года.
Подробная инструкция по регистрации в системе представлена на официальном сайте государственной системы маркировки и прослеживания Честный ЗНАК. Регистрация в самой системе бесплатная, курирует проект Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В кратком виде процесс по началу работы с системой маркировки выглядит так:
- Зарегистрироваться (оформить электронную подпись, установить ПО для работы с электронной подписью, зарегистрироваться в системе мониторинга).
- Заполнить профиль (данные участника, пользователи, банковские реквизиты, операторы ЭДО).
- Описать товары (подробное описание согласно указанной схеме).
- Заказать коды.
- Ввести в оборот.
Сам код Data Matrix состоит из кода товаров, индивидуального серийного номера единицы товара, ключа и кода проверки. Он уникален, включает открытую часть кода и крипто-хвост, его невозможно повторить и похитить. Коды на новые товары с 1 октября станут платными и будут стоить 50 копеек без учета НДС на основании Постановления Правительства РФ от 08.05.2019 N 577. Для осуществления оплаты в системе появится соответствующий функционал.
Для работы с маркировкой вам потребуется:
- усиленная электронная подпись;
- 2D сканер для считывания кода Data Matrix;
- принтер для печати этикеток и кодов Data Matrix (принтер может быть любым: офисным или для печати этикеток);
- онлайн-касса для розницы;
- система электронного документооборота или интеграция с уже существующей.
Согласно приведенной информации, суммарные затраты подключения к системе маркировки для малого и среднего бизнеса составят до 50 тысяч рублей, для крупного бизнеса от 100 тысяч рублей. В эту сумму входит платеж за подключение – 3000 рублей, но она не учитывает ежегодное продление в 3000 рублей. Безусловно предусмотрены штрафы размером от 2000 рублей до 4000 рублей для физических лиц и 500 тысяч рублей для юридических лиц с последующей конфискацией товара. Таким образом, маркировка призвана сократить число контрафактной продукции и обеспечить систему контроля за товарооборотом на территории России и ЕАЭС. В 2020 году идет полным ходом подготовка к обязательной маркировке товаров и действуют специальные условия для добровольной маркировки.