Женщины в науке: Елизавета Маслова

Проект «Женщины в науке и технологиях» – ответвление большого проекта «Бизнес и наука: эффективная коммуникация», реализуемого при поддержке национального отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» («WiN Russia») в России.


Глава отделения Евгения Еньшина отмечает важность таких встреч, формирование ролевых моделей для будущего поколения молодых ученых — популяризацию женщин из сфер науки и технологий, как идентичности российской науки.

В этот раз Евгения побеседовала с Елизаветой Масловой — экспертом в области корпоративного устойчивого развития, основатель консалтинг-агентства ECOISM и автор телегам-канала Климатоптимист. 

В вашем арсенале образования достаточно много регалий – это жизненная стратегия «вечного студента» или была ролевая модель в окружение? Можно ли назвать направление «устойчивого развития» вашим предназначением?

Мой молодой человек недавно получил пятое высшее образование. Безусловно это повлияло на мое желание расширять свои горизонты. Но «вечный студент» — это ловушка. Гораздо легче получать одно образование за другим, чем выйти и начать эти знания применять на практике. Я придерживаюсь стратегии Выучил- Применил. Таким образом, я еще в процессе получения образования получила первых клиентов, методом проб и ошибок поняла какое направление мне интересно, где я хочу развиваться дальше, ушла из генетики, где проработала восемь лет, открыла консалтинг-агентство ECOISM, создала обучающую двухступенчатую программу.

Устойчивое развитие — это не просто про экологию или благотворительность. Это то, что формирует каким наш мир будет уже через несколько лет. Как будут производиться товары, как мы будем их потреблять, каким будет сельское хозяйство, автомобилестроение и модная индустрия. Это про стратегии и инновации. Именно эта комплексность и привлекла меня в sustainability. Горизонты здесь безграничны, влияние можно оказать огромное, так что, думаю, я здесь надолго.

В России появилось новое поколение предпринимателей, на мой взгляд, которые ресторан предпочитают тренировки, вечеринкам – спортивные марафоны, а ленивому отдыху на пляже – активный туризм. «Ваш клиент», которого вы консультируете по устойчивому развитию он какой?

Мои клиенты — это как российские, так и европейские компании. Я не вникаю в личные интересы представителей, с которыми общаюсь. По опыту, существуют две основные мотивации для внедрения принципов устойчивого развития: идеализм и прагматизм. Идеализм идёт от желания руководства (обычно это основатель бренда) взять ответственность за действия своей компании, внести свой вклад. Прагматизм идёт из финансовой выгоды. Компания понимает, сколько сможет сэкономить и заработать на внедрении устойчивых практик и решает двигаться в этом направлении: сокращение отходов, переход на вторичное сырье, цифровизация, экономия на топливе, повышение энергоэффективности, привлечение новых специалистов и клиентов. Так что главное, что мой клиент мотивирован на изменения, а как он проводит свое личное время- дело десятое.

Какую основную миссию преследуют компании, которые развивая импакт-инструменты?

Частично на этот вопрос я ответила выше. Статистика показывает, что основными драйверами для развития повестки устойчивого развития в компаниях являются избежание репутационных рисков, требования потребителей, снижение операционных рисков и новые законодательства.

Может ли быть наука сферой для устойчивого развития бизнеса?

Наука играет важную роль в формировании и продвижении устойчивого развития. Это фундамент, на который опираются все принимаемые меры. Например, на основании исследований по выбросам парниковых газов были разработаны Научно Обоснованные Целей (SBT). Ответственные компании определяют свои собственные цели по снижению воздействия на окружающую среду именно в соответствии с этими целями, а не берут цифры для сокращения для красоты (снизить на 30% к 2030 году).

На основании данных о климате ученые моделируют сценарии будущего и указывают на те направления, которые требуют наибольшего внимания на данный момент. Именно из-за того, что, по их прогнозам, снижение средней температуры Земли идет недостаточно быстро, в последние годы акселерировались меры по глобальной декарбонизации практически во всех индустриях.

Любой ли бизнес может стать импакт-ориентированным?

Любая бизнес-деятельность оказывает влияние, будь то через свой товар или услуги. Влияние может быть как отрицательным (азартные игры приводят к задолженностям, некоторые продукты питания- к проблемам со здоровьем, глянцевые рекламы- влияют на самооценку), так и положительным (помощь коренному населению в местах деятельности компании, волонтерские инициативы, развитие сотрудников и работа с инклюзивностью внутри компании).  Вариантов работы над своим влиянием масса. Размер и деятельность компании — это не оправдание ничего не делать.

Какие критерии можно выделить для компаний в сфере устойчивого развития?

ESG- это параметры по которым устойчивое развитие можно определить и улучшить, так называемые критерии для определения областей, которые можно сделать устойчивыми. К ним относятся:

Environmental-  определяет, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить свое негативное влияние на климат; Social-  показывает отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Это качество условий труда, гендерный баланс, равноправие, социальные проекты; Governance —  затрагивает качество управления компанией: антикоррупционная политика, прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, отношения с акционерами.

Исходя из опыта, многие компании активно говорят об экологическом влиянии, но их активность приходится именно на социальный аспект, тк условия труда, достойная заработная плата и безопасное рабочее место зачастую регулируются законодательством и являются соответствием юридическим правилами, что не несет в себе никаких про-активных действий.

По вашим наблюдениям насколько изменилась сфера устойчивого развития за последнее 5-10 лет, и каковы ее перспективы?

Если смотреть глобально, то за последнее десятилетие устойчивое развитие из способа получить конкурентное преимущество превратилось в меры, которым следует соответствовать на законодательном уровне. Новые законы и рекомендации все в большей степени влияют на то, как компании должны вести свой бизнес, какую информацию предоставлять покупателям, какое количество выбросов могут производить, какие критерии выполнять для получения более выгодных банковских кредитов. Business as usual уже не работает, и перспективы развития самые многообещающие. В России, в настоящее время, идет упор на развитие национальных стандартов и практик, создаются новые ESG- рейтинги в соответствии с критериями, актуальными для России, развиваются экспертные сообщества и появляется все больше образовательных программ в этой области.

ESG-повестка в России может быть немного видоизменена и адаптирована, но ей безусловно быть!

В мировой культуре доминируют идеалы господства индивида над природными и социальными объектами, а власть основана на силовое преобразование. Может ли устойчивое развитие изменить это необратимые процессы в обществе?

У вас ответ подразумевается в вопросе.

Спорт теперь не только способ отвлечься от работы, но и инструмент для нетворкинга. Каким спортом увлечены вы и используете ли вы спорт в качестве нетворкинга?

Очень хотелось бы рассказать, как я лихо катаюсь на кайте и езжу в кайт- кэмпы, которые действительно являются прекрасным местом для нетворкинга, но я как раз недавно продала весь свой кайт-эквип. Теперь из спорта у меня остались силовые тренировки в зале и сноуборд в зимний сезон. Кстати, этой зимой на Гавайях я впервые играла в гольф и так увлеклась, что, по возвращению в Осло, даже вступила в норвежский гольф-клуб. Посмотрим, что из этого выйдет.

Успех – величина непостоянная и субъективная. В каких единицах вы измеряете свой успех?

Говорят, что успешные люди занимаются тем, что любят. У моего успеха несколько граней. Успех своей деятельности я определяю влиянием, которое оказываю. Когда помогаю компаниям, что-то изменить и тем самым стать чуть более ответственными, когда меняю представление людей о роли устойчивого развития, что это гораздо больше, чем сортировка мусора и отказ от пластикового пакета, когда увлекаю других этой темой, и им хочется узнать больше и внести свой вклад, когда моих студентов приглашают выступить, дать комментарий, начать работу над устойчивым развитием у себя в компании.

Свой личный успех я измеряю в признании. В общественном признании моей экспертности в области устойчивого развития. Разбираться в причинах, почему для меня это так важно, предоставим моему психологу. У меня в голове есть ряд изданий, в которых я бы хотела публиковаться, ряд мероприятий, на которых хотела бы выступить как спикер, и шорт-лист компаний, с которыми хотела бы поработать. Когда напротив всего этого будут стоять галочки- тогда я смогу себе сказать: ЕлизаветСергеевна- это успех!

Сегодня познать дзен и найти баланс бесконечно тяжело, на мой взгляд, особенно, когда нон-стопом мы стоим под информационным ливнем без зонта. Как вы находите свой дзен?

Я все еще учусь этому. Мой род деятельности подразумевает непрерывный поток информации, чтобы предоставить моим клиентам наиболее актуальные решения для их индустрии. Это значит, что я постоянно держу руку на пульсе различных законодательств, технологических решений, отслеживаю социальные тренды и климатические риски. Чтобы не сойти с ума, я ограничиваю потоки менее релевантной информации, например, бездумное пролистывание ленты соцсетей, не вовлекаюсь в дискуссии, для которых мне необходимо дополнительно вникнуть в тему. Мне бы очень хотелось устраивать дни информационного детокса, но пока такое не представляется возможным.

Когда голова совсем гудит от информации, я уезжаю поближе к природе или в долгий роадтрип (желательно в соседнюю страну). Мечтаю уехать в какой-нибудь ретрит, где на входе отбирают телефон и причиняют счастье отдыхом. Интересно, сколько бы я продержалась.

Все фотографии предоставлены героем.

Евгения Еньшина

Идеолог интеллектуально-дискуссионного клуба FOUR WOMEN

Идеолог интеллектуально-дискуссионного клуба FOUR WOMEN. Член координационного совета WIN RUSSIA. Эксперт в сфере личностного роста и развития, журналист, главный редактор журнала Women of the world.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76