“Тихая роскошь” с имперским размахом.
Русские императрицы всегда славились своим интересом к моде: Елизавета Петровна неустанно отслеживала парижские модные тенденции и оставила после себя 15 тысяч платьев, а Мария Фёдоровна, жена Александра III, заказывала платья у самого Чарльза Фредерика Уорта, первого в истории дизайнера. Несмотря на то, что Александре Фёдоровне, жене Николая II, были безразличны веяния моды, её наряды стали отражением прекрасного чувства стиля и утончённого вкуса, присущего последней русской императрице.
Александра Фёдоровна на протяжении всей жизни действительно не выражала особого трепета по отношению к модным новинкам. Воспитанная бабушкой Викторией, королевой Великобритании, в истинно пуританском духе, императрица придерживалась строгости и скромности во всём, в том числе и в выборе гардероба, что не нравилось её свекрови, Марии Фёдоровне, которая предпочитала носить броские наряды с пёстрой отделкой.

Императрица не любила кричащую роскошь и предпочитала ей практичность и элегантность. Её любимые оттенки преимущественно пастельные — жемчужный-серый, нежно-голубой, бледно-фисташковый, шафрановый, сиреневый, светло-розовый. Они подчёркивали форму и цвет её лица и придавали ему ещё большую чувственность.

Александра Фёдоровна выбирала одежду на неделю вперёд. По обычаям того времени, она меняла несколько нарядов за день. Для дневного выхода она выбирала белые платья из хлопка или шерсти, а также чайные кружевные платья. Платья для визитов фасона “принцессс” (то есть с прилеганием в области талии и бёдер) выполнялись в излюбленных оттенках императрицы, иногда с объёмными рукавами жиго.


На вечер или бал Александра Фёдоровна выбирала платья всё того же приталенного кроя, но уже с открытым декольте, в меру допустимого конечно же. Струящиеся легкие ткани украшались вышивкой пайетками и бисером, элементами из кружев. Конец длинной юбки образовывал шлейф, который тянулся за платьем.


Придворные платья поражают обилием дорогих тканей и вышивки. Так, подвенечный наряд Александры Фёдоровны был изготовлен из серебристо-серой парчи и представлял собой ансамбль из лифа с широкими откидными рукавами и двух юбок, верхней и нижней. Все элементы костюма были украшены объёмной серебряной вышивкой, выполненной монашенками Ивановского монастыря.


Последняя императрица прибегала к услугам мастеров и мастериц нескольких модных домов, как зарубежных, так и русских. Для неё трудились сыновья Чарльза Уорта, английский дом Redfern. Основными местными поставщиками императорского двора были модный дом “Бризак”, салон “Мадам Ольга”, принадлежавший Ольге Бульбенковой, изготовившей венчальное платье для императрицы. Поставкой повседневных и бальных платьев занималась модельер Надежда Ламанова, владелица мастерской в Москве.


Драгоценности были любимым аксессуаром последней императрицы. Она умела их носить и сочетать, отдавала предпочтение ожерельям, браслетам и перстням, украшенным жемчугом.


Гардероб Александры Фёдоровны представляет для нас не только историческую ценность, но и эстетическую — тяжело не восхититься полётом фантазии и мастерством модельеров «прекрасной эпохи», наряды которых поражают своим умеренным шиком и блеском до сих пор.
Автор: Винокурова Арина