Каким было и каким стало ключевое событие мира моды в российских реалиях.
Каждые полгода модный мир сотрясает самое главное событие индустрии — неделя моды. Бренды представляют свои сезонные коллекции в четырёх модных столицах — Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Милане. За появление такого мероприятия стоит сказать спасибо модной журналистке Элиноре Ламберт — во время войны в 1943 году она организовала первое подобное событие в Нью-Йорке, чтобы компенсировать для прессы невозможность попасть на дефиле французских дизайнеров. Спустя время идею подхватили и другие города, в том числе и “сердце” нашей страны — Москва.
“Лихие” девяностые
Эпоха девяностых годов запомнилась масштабными изменениями во всех сферах российской жизни. Изменилась и мода: советская система перестала быть актуальной, “железный занавес” пал и один за другим начали появляться зарубежные глянцевые издания. Вместе с этим возникает потребность в новых мероприятиях, которые дали бы возможность отечественным дизайнерам демонстрировать свои творения и продвигаться в индустрии.
Первым масштабным событием стала официальная первая Неделя высокой моды, организованная фондом “Артес” в 1994 году в концертном зале “Россия”. Неделя высокой моды была скорее шоу, чем профессиональным мероприятием. Тем не менее, в ней участвовали известные европейские модные дома (например, Paco Rabanne) и российский дизайнер Валентин Юдашкин.

Число представленных дизайнеров росло с каждым годом. В рамках Недели высокой моды свои коллекции показывали русские кутюрье Татьяна Парфёнова, Андрей Чапурин, Юлия Янина и др., а также гости из-за границы — Vivienne Westwood, Roberto Cavalli, Missoni и ещё несколько десятков имён.
С 1999 по 2003 год в последний день Недели моды наиболее талантливым дизайнерам стали вручать премию “Золотой манекен”, которая давала победителю возможность вступить в Российскую Ассоциацию Высокой Моды и Prêt-à-porter.

Вызовы нового тысячелетия
В начале 2000-х в Москве параллельно проходили уже несколько недель мод и независимых модных мероприятий. Путанница, происходившая с именами организаторов, названиями событий, которые менялись как будто “по щелчку”, отворачивала от Недель мод дизайнеров, редакторов глянца и байеров. Однако это не значит, что их организация сошла на нет.
В 2003 году Неделя высокой моды сменила название и стала “Неделей моды в Москве”. В её рамках проводились показы коллекций prêt-à-porter. Теперь мероприятие стало более закрытым и проводилось в Гостином дворе ежегодно в конце марта и в конце октября. С 2009 года проект получил название Volvo Fashion Week, так как начал сотрудничать с крупным концерном. В разные годы участие в нём принимали Алёна Ахмадулина, Александр Терехов, Кира Пластинина и даже Рената Литвинова, представившая в 2011 году коллекцию мехов.

Некоторое время, ещё в девяностые, в организации Недели моды в Гостином дворе помогало агентство “Артефакт” Александра Шумского. В 2002 году он основывает свой проект — Russian Fashion Week. В 2011 неделя моды обретает крупного партнёра в виде компании Mercedes-Benz и меняет название на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Чисто национальное мероприятие трансформировалось в событие, гостями которого стали дизайнеры не только из ближнего зарубежья, но и из Румынии, Италии, Франции, Англии и США.

В 2022 году проект Александра Шумского вновь поменял название на Moscow Fashion Week. Обновлённая неделя моды проходила в нескольких точках столицы и транслировалась онлайн. С тех пор мероприятие проводится дважды в год и представляет площадку российским и зарубежным дизайнерам не только для демонстрации коллекции, но и для её продажи. Последняя Московская неделя моды была даже отмечена Business of Fashion — ключевым журналом о мировой модной индустрии.


Автор: Винокурова Арина