Во что одета литература?

Заглянем в гримерку к литературным персонажам и посмотрим, во что же они там одеваются.


Все мы вышли из гоголевской «Шинели»

Ф.М. Достоевский

Если не все знают такое шинель, то уж наверняка слышали про Николая Васильевича и Федора Михайловича. Кто искушен в литературе чуть более других, также знают, что Достоевского называли главным психологом русской классики. И сегодня я предлагаю вам путешествие в этот чудесный мир золотого века русской. Целью этого путешествия, я вижу разобраться в том, как одни из лучших умов ушедшей эпохи старались передать содержание личности человека через его внешний облик и одежду. Как сказал один литературный критик: «Литературные одежды – особый язык, важный для передачи непрямых писательских высказываний. Встроенная в символическую структуру произведения одежда способна рассказать о характере героев и их судьбе».

У Н.В. Гоголя система была довольно простой, он вводил целый ряд ярких деталей или выделял одну характерную деталь. По принципу градации Гоголь выстраивает целую галерею образов помещиков в мертвых душах: один хуже другого. Этот принцип сохраняется и в манере одеваться.

<strong>Во что одета литература?</strong>

Манилов встретил его в «зеленом шалоновом сюртуке». У этого человека было всё чересчур, чувствуется манерность во всём.

Коробочка. «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком- то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» Это пожилая неряшливая дама, отрицает женскую природу и желание хорошо выглядеть и быть привлекательной. Она демонстрирует утрату женского начала и превращается просто в , «коробочку»

Собакевич. «Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны…» Цвет, форма, все детали одежды напоминали самого натурального медведя. Это сознательное подчеркивание звериного в облике Собакевича, вытесняет человеческое.

И, наконец- то, Плюшкин — самый убогий из помещиков. Ему жаль тратить не только на других, но и на себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. Этот человек богат, но совсем не пользуется деньгами. Сразу открываются все черты характера — скупость души, корысть, экономия. «Из чего состряпан его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, повязка ли, или набрюшник, только никак не галстук». 

<strong>Во что одета литература?</strong>

Одежда помещиков противопоставляется одежде простых крестьян. Навстречу приехавшему в город Чичикову выбегает трактирный слуга, «весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке». Сюртук — обычная для того времени одежда, но вот пошит и одет он очень странно. Спинка «чуть не на самом затылке» здесь Гоголь сообщает о полном отсутствии вкуса и умении одеваться. И это логично — откуда это умение у трактирного слуги?

Взглянем на главного героя, Павла Ивановича Чичикова. Вначале он одет просто в шинель, но затем появляется описание его багажа «…прежде всего чемодан из белой кожи, небольшой ларчик из красного дерева …, сапожные колодки». Вот здесь мы понимаем, что это не простой человек, а с претензией на исключительность. И вот уже затем идет целый фейерверк описаний «…фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях…» всегда на нем чистое белье и модное платье «коричневых и красноватых тонов с искрой» или «цвета наваринского дыма с пламенем». Гоголь рисует нам человека незаурядного, сложного, но вместе с тем эгоистичного и настроенного на соблазнение, человека, который вскружит вам голову и использует вас в своих корыстных целях.

<strong>Во что одета литература?</strong>

А теперь давайте посмотрим, как с одеванием своих героев справлялся Ф. М. Достоевский.

Его система нарядов чуть более сложна, чем у Гоголя. Достоевский использует несколько типов гардероба для создания образов действующих лиц:

  • «распространенный» гардероб (описание разнообразных видов и элементов одежды)
  • «частичный» гардероб (1-5 элементов)
  • отсутствие гардероба
  • минус-прием: намеренное указание автором на отсутствие какой-либо детали в костюме.

Наиболее полно одет Раскольников, у него есть нижнее белье, носки; а также верхняя одежда – рубашка, платье, шинель, пальто; головной убор – картуз, фуражка, циммермановская шляпа. Причем вот как раз с головным убором Родиона происходят любопытные изменения. До преступления он носил циммермановскую шляпу, которая сильно выделяла его из толпы: «Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят … главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее…» Притом, что Раскольников сам признает негодность этой шляпы для незаметного злодеяния, преступление он совершает именно в ней, зато потом начинает носить фуражку. Эту перемену головного убора можно связать с признанием несостоятельности своих идей, к разочарованию от полученных результатов ужасного эксперимента.

Также интересные вещи происходят и с пальто. Пальто у Достоевского наделяется свойствами скрывать и укрывать происходящее. Именно в нем Раскольников носит топор, и именно в него пытается спрятаться после преступления. «Машинально потащил он лежавшее подле, на стуле, бывшее его студенческое зимнее пальто, теплое, но уже почти в лохмотьях, накрылся им, и сон и бред опять разом охватили его. Он забылся…», «<…> пальто было очень широкое, настоящий мешок…»

<strong>Во что одета литература?</strong>

Минус-прием. Этим способом Достоевский демонстрирует нам ущербность, болезненность, неправильность личности человека. Встретив в парке на своем пути обесчещенную девушку, Раскольников оценивает ее внешний вид: «Ему вдруг захотелось понять, что именно в этой женщине такого странного? Во-первых, она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток, как-то смешно размахивая руками». Или когда Катерина Ивановна рассказывает о похоронах мужа: «Явился тоже один пьяный отставной поручик, <…>с самым неприличным и громким хохотом и, представьте себе, без жилета!»

Ну и напоследок вспомним Семена Мармеладова: «Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая». Любопытная деталь – это пуговица, на которой, по символике Достоевского и держалась жизнь этого персонажа, не позволяя ему «удаляться приличий».

На примере произведений двух, мною горячо любимых писателей, мы оценили как через одежду, как через систему образов передается настроение и характер или даже значимость героев.

Поэтому в следующий раз надевая «циммермановскую шляпу» подумайте, а что прочтут читающие вас люди?

Желаю всем крепкого ментального здоровья и до встречи!

Все фотографии взяты со стоков.

Сергей Пустовойтов

врач-психотерапевт, кризисный психолог

Помогает людям на самых тяжелых этапах их жизни. В своей практике применяет методы когнитивно-поведенческой терапии, терапии принятия и ответственности (ACT) и EMDR. Является действительным членом (professional membership) Ассоциации Контекстуальной и Поведенческой Науки (Association for Contextual Behavioral Science).

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76