«Универсальный человек». Как Мариам Гукасян удается совмещать творчество, преподавание и научную деятельность?

Мир вокруг нас непрерывно меняется, большие изменения происходят в мире креативных индустрий. Мариам Гукасян — один из тех дизайнеров, кому удается с успехом проявить себя в самых разных сферах, сохраняя уникальный почерк и заинтересованный взгляд.

DFR: Мариам! С чего начался ваш интерес к творчеству и дизайну?

М.Г.: Как и у многих других, с детских кружков. В семь лет меня отдали на кружок росписи по дереву, именно там я начала рисовать. Семь лет я занималась росписью по дереву и потом решила осваивать творческую специальность профессионально. Одно время хотела стать дизайнером одежды, много рисовала одежду, мне нравилось создавать образы. Но продолжила обучение по специальности «Дизайн среды», поступив в 2004 году в Колледж дизайна при Институте дизайна и новых технологий в Москве. Дизайн среды включает в себя дизайн интерьера, дизайн экстерьера, архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн. Во время обучения мы изучали и компьютерный дизайн и много времени посвящали непосредственно рисованию, совершенствуя навыки академического рисунка.

Очень много часов в программе уделялось рисунку, живописи, композиции, макетированию, лепке, поэтому я — универсальный человек. Если, например, в Италии студенты на факультете дизайна интерьера изучают только дизайн интерьера, то в России образование дизайнеров более широкое, поэтому у нас более универсальные специалисты получаются. Выпускники даже среднего специального учебного заведения могут реализовать себя в разных сферах. Я могу проектировать дома, интерьеры, экстерьеры, парки и работать с ландшафтами, работать в сфере графического дизайна, иллюстрировать… вот только профессиональным модельером я, все-таки, быть не могу.

«Универсальный человек». Как Мариам Гукасян удается совмещать творчество, преподавание и научную деятельность?
Фото предоставлено Мариам Гукасян
DFR: Среднее профессиональное образование — это база. Как вы продолжили развитие в профессии? Стоял ли вообще выбор продолжать или не продолжать обучение?

М.Г.: Выбор продолжать или не продолжать обучение вообще не стоял. Мы живем в такое время, что необходимо учиться всю жизнь, осваивать новые сферы, совершенствовать свое мастерство. Но у меня случай не совсем типичный: я поступила в Московский государственный гуманитарный университет на факультет дизайна и визуальных искусств, обучаясь параллельно в Московском педагогическом государственном университете по специальности «Журналистика». Так что к 2014 году у меня было уже два диплома о высшем образовании, причем по специальности «Дизайн» — с отличием.

DFR: Журналистика, дизайн… вы разносторонний человек! Как дизайнер вы состоялись, успешны и востребованы, а пригодилось ли вам образование журналиста?

М.Г.: Конечно, еще в студенческие годы я начала работать в изданиях, освещающих вопросы дизайна, архитектуры, публиковалась в журнале «Современный дом», и сейчас являюсь внештатным журналистом в журнале Megapolis Time, пишу статьи на различные темы, такие как искусство, мода, бизнес, медицина и многие другие.

Вообще, на мое становление как дизайнера сильно повлияло и образование лингвиста, которое я получала в Российском университете дружбы народов, я окончила магистратуру, получила дипломы переводчика английского и испанского языка. Владение языками дает возможности напрямую обращаться к международному опыту, общаться с коллегами из разных стран.

DFR: Если говорить о профессиональной деятельности, то что вам наиболее близко и интересно?

М.Г.: В профессиональной деятельности у меня много предпочтений. В основе, конечно, дизайн интерьера, часть проектов я реализовала самостоятельно, часть — работая штатным дизайнером. Мне нравится сочетать красоту, комфорт и функциональность, ориентироваться на высокотехнологические решения и «программировать» многовариантность использования пространств. Мои проекты были высоко оценены на международных конкурсах и выставках, например, в 2014 году интерьер культурно-досугового центра для дошкольников в формате «Технотеремок» вошел в число лучших работ VII Всероссийского конкурса дизайна объектов среды «Культура и город», а в 2015 году я стала лауреатом III Международного конкурса «Интерьерное пространство» с проектом оформления фотолаборатории МГГУ им М.А. Шолохова.

Мне также нравится работа декоратора, оформлять свадьбы и торжества — это удивительное дело, ведь есть возможность создать целое действо, задать настроение, выступая полноправным партнером режиссера: от того как будут выглядеть приглашения, бутоньерки, карточки на столах, приглашения и так далее, которые, на первый взгляд, не бросаются в глаза, но создают все вместе особое настроение и атмосферу праздника. Я занимаюсь дизайном не только делая отрисовки или работая в специальных программах, мне нравится создавать вещи руками. Я разработала и сделала вручную коллекцию бижутерии и коллекцию открыток, которые были востребованы и очень быстро «разлетелись» по покупателям.

Один из главных проектов — это, пожалуй, работа над собственным домом. Я не только разрабатываю проект, но осуществляю своего рода авторский надзор, наблюдая как муж воплощает в жизнь мои идеи.

DFR: Все-таки, работа по найму или фриланс? Как вы сделали свой выбор?

М.Г.: Наверное, я тот человек, который делая выбор, не исключает альтернативы, а сочетает их. Как дизайнер-фрилансер я могла выбирать проекты, клиентов, корректировать свою занятость, как штатный дизайнер я могла активно развиваться в более узких сферах, практиковать дополнительные навыки. Возглавив в 2011 году Кухонную студию «Мария», я, наряду с созданием собственных интерьерных решений, получила возможность изучить специфику использования разных материалов, особенности изготовления мебели. Все-таки, порядка 500 дизайн-проектов для квартир, домов, ресторанов и торговых центров — это много, это такая школа, о которой многие могут только мечтать! Когда в 20 лет ты становишься руководителем и отвечаешь за поиск, обучение, адаптацию сотрудников, бюджетирование проектов, контролируешь производство, решаешь нестандартные ситуаций с клиентами и подрядчиками — это очень интересный и полезный опыт, который в дальнейшем мне очень пригодился. 

DFR: Сейчас ваше имя наиболее часто связывают с педагогической деятельностью. Все-таки единственный в Москве педагог, который преподает авторский курс дизайна на английском языке в школе. Как вы пришли в педагогику?

М.Г.: Интерес к тому, чтобы делиться своим опытом, у меня был всегда. Обучение дает творческий импульс не только ученику, но и учителю, ты стремишься узнавать новое, найти способы научить, поделиться своими знаниями и умениями.  Я с детства любила заниматься со своей младшей сестрой, с племянниками, а с 18 лет уже подрабатывала репетитором, занимаясь с детьми соседей и друзей, преподавала английский язык и рисование. В 2010 году меня пригласили в Детский образовательный центр «Счастливчик» в качестве воспитателя. Спустя несколько месяцев я основала на базе Центра «Художественную студию» и «Студию дизайна», запустив целый блок курсов. На моих занятиях дети рисовали, занимались лепкой, бисероплетением, скрапбукингом, декупажем, росписью по дереву, создавали украшения, открытки, альбомы. Мы проводили выставки, ученики принимали участие в различных конкурсах. Я по себе знаю, как важно иметь возможность показать свои работы и быть по достоинству оцененным. Сначала в школьные, а потом и в студенческие годы я принимала участие в творческих конкурсах, и звания лауреата и высокие оценки созданных проектов всегда давали новые силы и вдохновляли на развитие. Поэтому, когда в 2016 году меня пригласили в московскую школу №1306 подготовить учебный курс дизайна для учеников 5-9 классов, я поняла, что это судьба. Школа тогда проходила авторизацию по программе Международного бакалавриата для средней школы и тут пригодился весь мой жизненный опыт: дипломы педагога, дизайнера, лингвиста, управленческие навыки, опыт разработки и учебных программ с использованием методик вовлечения, активная жизненная позиция.

DFR: Чем вас заинтересовала программа Международного бакалавриата? Чем этот подход отличается от традиционного для российской школы взаимодействия учителя и учеников?
Фото предоставлено Мариам Гукасян
Фото предоставлено Мариам Гукасян

М.Г.: Мне очень близки подходы к обучению по стандартам Международного бакалавриата: мультиязыковая среда, междисциплинарный подход, обучение через активное вовлечение в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, забота об окружающей среде и разумное ресурсопотребление. Мне кажется, что таким образом, действительно, можно многому научить ребят, развить их таланты и социальную ответственность. Я не только учу рисовать, создавать что-то руками, программировать, но и показываю, в каких сферах навыки дизайнера могут быть востребованы, мы говорим о природных и искусственных

материалах, общими усилиями понимаем, как минимизировать вред их использования для природы. На своем примере, в практической деятельности можно показать гораздо больше, чем просто знакомя с теорией. То же касается и служения обществу, чтобы ребята принимали участие в благотворительной деятельности, становились волонтерами, то я на своем примере показываю, как это — помогать и трудиться на общее благо.

DFR: Насколько ваш опыт педагога, преподающего дизайн, сегодня востребован?

М.Г.: В 2018 году наша школа прошла авторизацию образовательной программы для средних школьников, а я получила сертификат, подтверждающий, что я могу преподавать в соответствии с международными стандартами. На сегодняшний день в России не так много школ, где реализуются программы Международного бакалавриата, большая часть их, конечно, расположены в Москве. Я постоянно получаю приглашения преподавать и у них, но меня на всех не хватит, конечно. Поэтому стараюсь делиться наработками, публикуя статьи и научных журналах, принимая участия в профессиональных конкурсах, где есть возможность презентовать свои подходы и методы. Весь накопленный опыт я обобщила в кандидатской диссертации и планирую ее защиту в ближайшее время.

Я была приглашена в состав экспертного совета Международного педагогического конкурса «Мастерство педагога — 2022». Для меня это серьезная оценка вклада в педагогическую деятельность и возможность влиять на развитие системы школьного образования, поощряя наиболее перспективные образовательные практики.

DFR: Связываете ли вы свое будущее с преподаванием или в планах получить международную известность как дизайнер?

М.Г.: Мой опыт показывает, что все можно сочетать. Я постоянно расширяю свои профессиональные связи, формирую окружение. Совсем недавно я стала членом Союза Дизайнеров Москвы. Конечно, я хочу в дальнейшем проявить себя как дизайнер на международном уровне, представить свои работы на престижных конкурсах, публиковаться в наиболее авторитетных мировых журналах, пишущих о креативной индустрии. Но уверена, что мне удастся реализовать и другую мечту — создать авторскую школу дизайна для детей и взрослых, где я смогу создать условия, чтобы каждый человек раскрыл свой талант. Я получаю колоссальное удовлетворение, когда вижу, как малыши рисуют свои первые рисунки, и когда школьники, с которыми я работала несколько лет, с легкостью поступают в ведущие российские и зарубежные вузы. Для меня это неисчерпаемый источник вдохновения!

Yulia Barsa

Корреспондент

Корреспондент портала PodiumLife. Снимаю видео сюжеты о моделях, дизайнерах, о любом человеке, кому есть что показать миру. Если у Вас есть свой продукт, мы его покажем с лучшей стороны.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76