Искусство, обнажающее крепость духа: взгляд изнутри на танцевальный спектакль «Опора»

Шагнуть в мир закулисья, где каждое движение, каждый взгляд тщательно прорабатывается до мельчайших деталей, а атмосфера сосредоточения и творческого огня наполняет каждый угол сцены. Личный опыт проживания спектакля “Опора” и откровенное интервью команды проекта.


“Генеральный прогон перед премьерой спектакля, хочешь прийти? Будут только “свои” и ты. Без зрителей.”

Какой здесь может быть ответ, кроме как “да”? Прикоснуться к изнанке процесса, услышать наставления режиссера и художественного руководителя, засвидетельствовать создание магнетизма — бесценно. Подготовка к премьере стала зеркалом самой жизни в «Опоре» – спектакле, где искусство хореографии воплощается в жизнь через тесное взаимодействие всей творческой команды: чуткое, с глубоким уровнем доверия. На протяжении всей репетиции я наблюдала за тем, как режиссер-хореограф Мария Орлова с вниманием к каждой ноте музыки вглядывается к каждому ритмичному акценту своих артистов. Отточенные движения тел сливались с движением взглядов, и я погрузилась в путешествие по пространству эмоций и чувств, словно в медитацию.

Искусство, обнажающее крепость духа: взгляд изнутри на танцевальный спектакль "Опора"

В мире непрекращающихся изменений и внутренних потрясений, спектакль «Опора» призывает зрителя задуматься о фундаментальном поиске стабильности в жизни. Он исследует концепцию внутренней устойчивости и как мы можем отыскать равновесие внутри себя в отличие от хрупкости внешних опор. Исполнители Айта Манжикова, Александр Носов, Виталий Габрид, Диана Образцова и Маргарита Гладышева переносят зрителей в мир, где поддержка — это больше, чем физическая опора, это состояние ума, ощущение надежности и безопасности вне зависимости от внешних обстоятельств. В «Опоре» нет простого развлечения — это призыв к самопознанию и признанию того, что настоящая опора — это нечто, что мы создаем внутри себя.

Как возникла идея создания спектакля «Опора»? Был ли какой-то особенный момент или событие, которое воодушевило вас на затронутую тему?

Режиссер Мария Орлова:

Событие было, и далеко не одно. В этой постановке очень много моего личного поиска, стремлений,  противоречий, о них мне не хочется говорить словами. Для передачи этих ощущений и чувств я выбираю танец. А танец, воплощëнный в спектакле — вершина моей невербализации эмоций. 

Искусство, обнажающее крепость духа: взгляд изнутри на танцевальный спектакль "Опора"

Какие хореографические приемы вы использовали, чтобы передать концепцию внешней и внутренней опоры?

В начале спектакля исполнители ударяют себя в грудную клетку — это знак внешнего события, уже произошедшего в их мире, они оказались в определëнных обстоятельствах и теперь будут искать выход на сцене. У каждого своя история, протянутая через весь спектакль. Кто-то ищет опору и поддержку в партнëре, кто-то в своих предыдущих достижениях, кто-то в своëм теле. А в конце обретают, находят. Отталкиваясь от опоры, они совершают выбор, найти выход, изменив ситуацию — выбор каждого из них. Ближе к финалу спектакля перед нами стоят, прошедшие испытания Личности, опора которых вертикальна и прочна.

Как формировались идеи для пластики и движений исполнителей в процессе репетиций? 

Мы брали за основу различные терапевтические техники из телесно-ориентированной психологии, связанные с развитием устойчивости, внутренней поддержки. Это и четырëхчастное дыхание, и постукивания, и ощущение пола через стопы. В современном танце исполнитель является соавтором хореографического материала, становится основой для поиска в процессе создания спектакля. Могу сказать, что мне очень повезло с исполнителями, мы совместно искали и находили нужные решения. 

Ставился ли каждому исполнителю танец отдельно, какова доля импровизации?

Современный танец во многом строится из идейной составляющей, воплощение идеи и есть импровизация. Мы исследуем явление опоры, есть фрагменты где танцовщики находятся в  этом поиске прямо на сцене и зрители могут увидеть эти живые ощущения и эмоции, создаваемые здесь и сейчас. 

Искусство, обнажающее крепость духа: взгляд изнутри на танцевальный спектакль "Опора"

Какие были самые сложные технические препятствия в процессе работы над спектаклем, и как команда их преодолела?

Художник сцены, фотограф Rust2D: 

После нескольких дней тщетных поисков, нам повезло найти незаезженный в сценографии материал, по сути являющийся антагонистом твёрдой опоры. Мы решили, что пластичные резиновые ленты, протянутые по диагонали пространства (отчасти напоминающие высоковольтные вышки), создадут должный внутренний холод и замкнутость, очерченную строгим пунктиром. В процессе постановки, мы включили элемент взаимодействия танцовщиков с декорациями, а позже, вдоволь наигравшись, уже напротив сдерживали себя в импровизациях, чтобы не затаскать этот визуальный ход.

На что вы делали акцент при работе с актерами/танцорами/исполнителями, чтобы передать глубину и сложность понятия «опоры»?

Режиссер Мария Орлова:

В самом начале постановки у нас был период лаборатории, где мы все вместе обсуждали и делились мыслями, эмоциями, личными историями. Это был целостный период погружения в тему, осознания еë глубины. Далее постановочный процесс формировался, исходя из найденных решений. И, конечно, в период выпуска спектакля, когда вся картина была ясна и собрана, мы согласовывали наши внутренние ощущения, вызываемые каждой частью, каждым движением с первоначальной идеей. 

Как вы выбирали исполнителей для спектакля и что вы нашли в каждом из них, что помогло воплотить вашу концепцию?

«Говорить об обретении опоры, мне важно с теми кто знает не понаслышке, что это такое, и имеет этот внутренний стержень внутри.»

Расскажите о роли музыки в постановке. Как вы приходили к выбору конкретных композиций? 

Музыка создаëт ритм, структуру, а что делать с этой структурой мы решаем уже на сцене. В спектакле вы можете услышать голос: в начале неуверенный, через помехи, а в конце — вдохновлëнно и уверенно, говорящий об опоре. Это голос исполнителя Виталия Габрида, нам было важно взять речь человека со сцены, таким образом, создав атмосферу соединения вербальных и невербальных символов. 

Как лично на вас повлиял опыт работы над «Опорой»?

Конечно спектакль «Опора» был моей личной опорой, в сложные моменты я вспоминала название спектакля и ради чего мы всё это делаем, становилось конечно лучше. Само название дает мне силы, то от чего я могу оттолкнуться, чтобы идти вперëд, как говорится в спектакле: «без растерянности, сомнений и душевной пустоты».

Отличается ли “Опора” от  других работ в вашем режиссерском и хореографическом опыте?

Полноценный спектакль длительностью час в качестве режиссёра-хореографа я делала впервые. Ранее я ставила одноактные спектакли или пластические решения в драматическом театре. Эта работа отличается для меня масштабом контроля. Это интересный опыт, сейчас уже точно могу сказать что не последний, понимаю что через некоторый промежуток времени захочу ещё. 

Какую реакцию вы хотели бы вызвать у зрителя?

Для меня каждая постановка это особая миссия, я беру на себя ответственность за то высказывание, которое будет происходить на сцене. В данной истории мне хотелось обратить внимание зрителей на явление опоры, возможно через истории исполнителей увидеть себя или задать вопрос «А что для меня опора? «. Это очень человечная и, думаю, актуальная для многих история. И конечно мне хотелось просто поделиться теплом, светом и любовью, сказать что всё будет и будет хорошо. Мне важно, чтобы зрители, уходя из зала ощутили поддержку и тепло. Эти простые истины, думаю самые ценные в нашей жизни, не зря они проходят испытания веками, оставаясь в наших сердцах.

Искусство, обнажающее крепость духа: взгляд изнутри на танцевальный спектакль "Опора"

Как вы готовились к роли в спектакле «Опора»? Были ли какие-то особенные методы или подходы в подготовке?

Танцовщица Диана Образцова: 

Как всегда, спектакль нашел меня в нужный момент. Мне не пришлось ничего искать где-то во вне. Все уже было найдено и пережито. Мне оставалось только вложить это в физическое. И тут-то и началось самое сложное, ведь «Сцена не переносит ничего настоящего…» (цитата Н. Цискаридзе, — ред.)

В постановках такого стиля исполнитель является актёром или танцором? Или же здесь должен стоять союз “и”? Как вы сами себя позиционируете?

Диана Образцова: 

И актером, и танцором, безусловно. Но в современном танце нужно очень стараться не нарушить между ними баланс. Я работаю над этим.

Виталий Габрид: 

“Танцовщик” — вот, кем я себя ощущаю. Для меня это определение наполнено смыслом. Танцовщик — человек, проживающий историю в своем исполнении. Основное выразительное средство актеров — лицо и голос, а в спектакле “Опора” мы общались со зрителем телом. В этом я вижу различие. При этом, я не могу сказать, что я не использовал мимику. Но это скорее было следствием моего внутреннего ощущения. Не может лицо молчать, пока тело говорит. Сейчас довольно часто сталкиваюсь с симбиозом понятий «актер» и «танцовщик». Считаю, что они взаимодополняют друг друга, помогая находить новые грани в искусстве. 

Вся хореография постановки довольно тактильная. Как вы налаживали связь друг с другом на сцене и как это повлияло на ваше исполнение?

Диана Образцова:

Современные танцоры не владеют такой роскошью. Порой приходишь на класс, а там ни одного знакомого лица. Вы не знаете даже имен друг друга. Совсем ничего. Но по первому прикосновению понимаешь, каков он, твой партнер. Иногда ощущение приходит и раньше, достаточно просто находиться рядом. Мне было комфортно со всеми исполнителями. И морально, и физически.

Искусство, обнажающее крепость духа: взгляд изнутри на танцевальный спектакль "Опора"

Поделитесь, пожалуйста, самым запоминающимся или вдохновляющим моментом во время репетиций или выступлений.

Наверное, это наша первая общая репетиция. Мы проводили лабораторию. Много импровизировали и все получалось, может быть, и не всегда ловко, но очень “честно”. 

Какие сцены в спектакле вы считаете наиболее мощными или важными и почему?

В первую очередь это начало спектакля. Когда в полной темноте я слышу первый стук, всё будто замирает. Говорят, некоторые люди умеют контролировать биение своего сердца. Звучит невероятно, но именно такое усилие погружает меня в процесс. 

Какова роль диалога со зрителями в спектакле «Опора»? Есть ли какие-то аспекты, на которые вы хотели бы обратить внимание аудитории?

Не стоит доверять финалу нашего спектакля. Он довольно утопичен. В жизни, как только ты находишь удачную формулу своей опоры, она почти сразу же перестает работать. Это вечный поиск, и в этом ее суть. Опоры сменяют другу друга, и мы подобно скалолазам, продвигаемся вперёд. Не все подъемы бывают удачными, но каждый неудачный спуск делает нас сильнее.

После какого количества падения перестали появляться синяки?

Виталий Габрид: 

Не перестали)))

Диана Образцова:

Буду честна. Я свое еще не отпадала. Ищу опору, так сказать.

Фотографии предоставлены Rust2D.

Марина OGO

АВТОР

По вопросам стажировки: [email protected]

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76