«Тут такое дело»: просто две подружки, которые болтают о преступлениях

Права хранить молчание нет, когда ведущие тру-крайм подкаста впервые говорят не о преступлениях, а о себе. 


Микрофон впервые ворвался в рутину криминальных обсуждений двух студенток РГУП, когда закончилась пандемия. Правда тогда Маша Сопкина и Даша Сабурова еще не знали, что их подкаст «Тут такое дело» со временем станет одним из ведущих в тематике тру-крайма и подарит создательницам лидирующие места в чартах «Яндекс Музыки» и шесть миллионов прослушиваний к концу 2023 года. Как подкаст стал созвучен истории успеха — делятся его создательницы. 

«Тут такое дело»: просто две подружки, которые болтают о преступлениях
Фото из личного архива

— Как появилась идея подкаста и определилась тематика? 

Маша: Все началось с меня, потому что я очень долго увлекалась тру-краймом и поглощала всю возможную информацию. Как раз закончился карантин, и мы вышли из него с желанием сделать что-нибудь необычное и перевернуть свою жизнь. Вдобавок мы выпускались, новая жизнь начиналась во всем, и Даша предложила сделать подкаст, потому что я постоянно обсуждала с ней тру-крайм. Я согласилась, и мы так просто, как Даша любит говорить «по приколу», решились и сделали. 

Даша: Да, в начале это, действительно, было сумасшедшей идеей, потому что мы ничего не знали о подкастинге. Я не была так погружена в истории о преступлениях, как Маша, которая меня на эту темную дорожку и затянула, но мы договорились, что год будем делать выпуски каждую неделю без всяких отговорок и нытья, хотя без него не получилось, и потом посмотрим, что у нас в итоге выйдет. 

— В выпусках вы упоминали, что учились на юридическом факультете. Как специальность повлияла на подкаст?

Даша: Мы с Машей учились на юридическом факультете, но у нас направление было не уголовное: мы – юристы-международники. То есть мы практически не были связаны с уголовным профилем, хотя Маша занималась международным уголовным правом, а я интересовалась криминалистикой и уголовным процессом. Но наши навыки в юриспруденции очень помогают изучать информацию для выпусков: читать судебные документы и вычленять из них основное. Основная часть источников на английском, который мы как юристы-международники хорошо знаем, в чем нам, конечно, повезло.  

— С какими сложностями столкнулись на первых этапах создания подкаста?  

Маша: Сложным было абсолютно все, кроме поиска информации к выпускам, потому что это было настолько интересно, что все трудности отбрасывались. Тяжело было разобраться в технической части подкаста: на какие микрофоны записывать, как обрабатывать и выпускать – абсолютно любой шаг вызывал у нас сложности. И спустя три года мы продолжаем разбираться с постоянными обновлениями, потому что всегда хочется выдавать лучший контент.  

Даша: В наших первых выпусках слышно очень сильное эхо из-за того, что мы с Машей не оценили помещение, в котором начали записываться – это была моя кухня. Там очень мало поверхностей, которые поглощают звук, поэтому он отражается, и слышится явное эхо. Мы записали так десять выпусков, абсолютно не догадываясь, в чем проблема, пока не перешли в другую комнату. 

Маша: Нет, мы догадались перелезть под стол, накинуть на него одеяло и жарким летом записывать под ним выпуски. Только потом до нас дошло, что мы могли просто поменять комнату. 

— За первыми «проблемными» выпусками вас ждали больше ста эпизодов и тысячи слушателей. В какой момент пришло осознание «Мы это сделали»? 

Маша: У каждой из нас есть момент, когда мы поняли, что у нас получилось, но пришел он только спустя три года подкастинга. Сначала мы не увидели резкого всплеска прослушиваний, так как все шло постепенно и пропорционально силам и работе, которые мы вложили в подкаст. Когда год прошел, мы даже не задавались вопросом, продолжать нам или нет, так как он уже стал большой частью нашей жизни. Даша даже татуировку себе сделала. 

— Какую татуировку?

Даша: Там написано «по приколу».

Маша: Все в жизни надо делать по приколу: хочется – делай. И такой момент случился у меня в этом году на открытой записи подкаста, где мы впервые встретились с нашими слушателями. Мы поддерживаем контакт с аудиторией, но видеть их вживую и общаться с ними – это был восторг. У нас продались билеты за 10 минут, и вот тогда было «Боже, что мы сделали!». 

Даша: Для меня любой момент, когда я понимаю, насколько у нас классная и близкая аудитория, становится таким. Один раз мы собирали информацию о ней – возраст, доход, род занятий – и запускали большой опрос. Там было последнее поле, где в свободной форме можно было написать что-то. И мы получили столько всего приятного! Читаешь и понимаешь, что мы с Машей стали частью рутины людей: скрашиваем долгие поездки на работу, прогулки, готовку. Нас слушают с партнером или друзьями, а потом обсуждают. Эта ценность, которую мы, не понимая и не предсказывая, привносим в жизнь людей, дорогого стоит. 

«Тут такое дело»: просто две подружки, которые болтают о преступлениях
Фото из личного архива

— Почему так много людей интересуются подкастами? 

Даша: Подкаст – уникальный формат, который от тебя ничего не требует. Ты можешь слушать их, когда делаешь что угодно: у нас есть слушательница, которая плавает с нами. В подкастинге получается создавать атмосферу только за счет одного звука, и это цепляет людей. 

Маша: Плюс, формат – это не огромная аудиокнига, к которой нужно постоянно возвращаться, а более короткий, но не менее интересный контент, который идеально вписывается в быструю повседневную жизнь. И низкий порог вхождения: можно купить самый дешевый микрофон и записать у себя на кухне. 

— Интерес к формату пришел в Россию вместе с пандемией коронавируса — намного позже других стран. А чем еще наша система подкастинга отличается от зарубежной? 

Даша: Мне кажется, что развлекательный контент, к которому мы с Машей и относимся, как будто только недавно занял свое законное место. У меня очень долго был вопрос, что мы вообще несем людям и есть ли у нас образовательная или культурная цель. На самом деле, очень многие нам пишут в комментариях, что мы рассказываем что-то новое, но то, что подкасты являются полноценным развлекательным жанром, пришло к нам только сейчас, с небольшим отставанием, чем на Западе. 

Маша: У нас нет монетизации подкастов от платформ, на которых их обычно слушают. Есть платные подписки и бонусные платформы, но к ним я не отношу доход подкастеров. У нас меньше рекламодателей, и в этом плане мы сильно отличаемся от зарубежных коллег. 

— Будут ли подкасты привлекать больше рекламодателей? 

Даша: Мы сейчас видим тренд, что рекламодатели понимают, что подкасты – крутая перспектива. Например, наш первый выпуск до сих пор слушают. Для рекламодателей это практически вечная реклама, потому что у нас постоянный приток аудитории и люди слушают все, а не только последние выпуски, поэтому это вовлекающий формат. Если рекламодатель не боится экспериментировать, то обычно получается хороший результат не только в плане узнаваемости бренда, но и подписок, покупок. 

Маша: В подкастах сложно увидеть выхлоп сразу же, так как они больше работают на узнаваемость, но делают это очень эффективно. 

— Как же сделать свой подкаст уникальным при такой популярности формата? 

Маша: Я не слушаю другие подкасты: истории в них схожи и источники одни, различия только в подаче материала, а услышав историю один раз, рассказать ее по-своему уже не получится. Поэтому я не слушаю наших коллег, хотя уверена, что они делают отличные подкасты. Не пытайтесь подстраиваться и делайте подкаст, когда хочется и есть что предложить. Если человек готов раскрыться, не пытайтесь быть кем-то еще, потому что людей всегда цепляет искренность. Мне кажется, что у нас с Дашей получилось, потому что мы привнесли что-то свое и наша уникальная динамика зашла и сработала. 

«Тут такое дело»: просто две подружки, которые болтают о преступлениях
Фото из личного архива

— Как совместная учеба и дружба помогли создать эту особую динамику? 

Даша: Кажется, что в подкасте слышно, насколько мы близки. Маша – один из самых близких для меня людей. Мы много времени проводим вместе, и это чувствуется. Это часть нашей атмосферы, которая создается сама собой, когда мы болтаем, и я шучу шутки про Машу, которые знаю только я. Мы правда просто две подружки, которые болтают о преступлениях. 

Маша: Из-за крепкой дружбы, которую мы не стесняясь показываем людям, у нас получается приглашать людей в наш круг. Самые большие комплименты – отзывы, что люди чувствуют себя сидящими с нами на кухне, как будто тоже болтают с подружками. Эта атмосфера создается за счет нашей дружбы. 

— Какие еще свои изюминки вы заметили за время записи подкаста?

Даша: У Маши потрясающий черный юмор.

Маша: Да, у нас получается такая смесь: мы и историю хорошо подаем, по фактам разбирая, при этом шутим, но не переходим линию жестокости или отхода от темы.  

— Получается, что за время подкаста слушатели успели многое узнать о вас. А насколько аудитории важно знать самих ведущих? 

Маша: Мы сначала думали, что аудитории будет неинтересно, но оказалось наоборот. Порой личное даже интереснее тру-крайм историй, потому что людям хочется знать, что за подкастом, который они слушают каждый день, стоят живые люди. У нас получилось создать безумно теплое и позитивное комьюнити. Каждый раз, когда люди участвуют в наших активностях, я сильно радуюсь. И мне хорошо – и им хорошо. 

Даша: Мы изначально строили атмосферу подружек, которые рассказывают истории на кухне, но почему догадались только спустя какое-то время, насколько важно показывать нас самих, и пошли новые форматы, рубрики в соцсетях. 

— Не считая знакомства с ведущими, для чего еще подкасту нужны социальные сети? 

Маша: Самое главное – контакт с аудиторией. Нигде его нельзя так построить, как в социальных сетях. Они позволяют раскрыть тему выпуска, привлечь людей, но самое главное – познакомить аудиторию с нами. В Instagram* мы были просто Машей и Дашей – ведущими. Основное, что мы там делали – показывали подкаст. Когда мы перешли в Telegram, аудитория пришла туда, и у нас появилось больше возможностей пообщаться с людьми и рассказать про себя. Мне кажется, люди нас хорошо узнали именно благодаря Telegram и ВКонтакте. Самое главное – у нас просто замечательная аудитория: мы знаем многих людей, которые пишут в комментариях, запоминаем что-то про них. Так получается более дружелюбное общение. 

«Тут такое дело»: просто две подружки, которые болтают о преступлениях
Фото из личного архива

Помимо соцсетей вы пробуете новые форматы: открытые лекции с издательством Inspiria, совместная запись с блогером Марусей Черничкиной. Зачем это нужно делать? 

Даша: Российским подксастерам сейчас сложновато из-за того, что аудитория подкастинга растет, но не так быстро, как хотелось бы. Людей, которые не являются аудиторией подкастинга, привлекать сложно. Смена формата, совместные коллаборации и выход на другие площадки помогают перетянуть часть аудитории. Из-за того, что достаточно давно ведем подкаст, мы уже охватили большую часть интересующихся тру-краймом. Теперь нужно искать людей, которые, возможно, не привыкли к подкастам. Это отдельный челлендж. Отсюда идут все наши коллаборации, новые форматы и идеи. Мы тестируем все, что только приходит в голову и смотрим, во что это выльется. 

— Что еще планируете попробовать в будущем? 

Даша: У нас есть два больших направления работы. Первое – запуск YouTube канала, к которому мы уже готовимся. Мы с Машей в первый раз вышли на площадку при работе с Машей Черничкиной, нам очень понравилось, поэтому хотим для себя тоже сделать канал. Второе направление – запуск мерча: не только шопперы, но и разные элементы одежды, канцелярии, декора и вообще всего. У нас много идей, поэтому будет отдельный сайт с доставкой. Над этим будем работать. 

— Возможно прямо сейчас кто-то безумно хочет создать свой подкаст, но сомневается. Что бы вы посоветовали тем, кто, как вы когда-то, стоит в самом начале пути? 

Даша: Просто начать. Взять и записать десять выпусков, сделать без всяких отговорок, а потом решать. Самое главное пробовать, а потом уже смотреть на результат. 

Маша: Если есть желание, то главное просто дать себе попробовать, оценить свои возможности и не бросать раньше времени, чтобы увидеть рост и достижения и решить двигаться ли дальше или останавливаться и не развиваться. Мне кажется, самое главное – дать своему желанию шанс. 

* Принадлежит организации Meta, признанной на территории РФ экстремистской организацией

Елена Стрелкова

АВТОР

По вопросам стажировки: [email protected]

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76