Очень часто в своей практике слышу мнение, что сложнее всего поддерживать порядок в детской комнате. Вроде как малыш еще мал, он только раскидывать все может, и родители в итоге обреченно каждый вечер собирают за ребенком игрушки в уверенности, что это самый короткий путь к порядку. Да и с пространством старших детей не легче: по мнению родителей, порядка в них нет, потому что у ребенка натура творческая, юношеский максимализм, или он так проявляет свою независимость. Возможно. Но давайте заглянем в эти комнаты и попробуем оценить пространство с их точки зрения. Ниже приведу ТОП-5 правил, которые помогут нам это сделать.
Правило 1
На первом году жизни детская ориентирована под взрослого, который ухаживает за ребенком, далее, по мере роста и развития ребенка, комнату необходимо трансформировать под него. Удобство ребенка — в приоритете. Всегда оценивайте геометрию комнаты с фактического роста детей и их возможностей. Если вы ожидаете от ребенка больше самостоятельности в поддержании порядка, то, как минимум, необходимо обустроить системы хранения его вещей таким способом, чтобы он мог самостоятельно их обслуживать. Коробки с игрушками не должны быть тяжелыми, чтобы малыш мог сам выдвигать и задвигать их на место, а при желании, перенести. Многие пластиковые коробки идут в комплекте с крышками, но стоит ли их использовать? Ведь, чем меньше движений необходимо для того, чтобы что-то взять или положить на место, тем больше порядка в доме. Опять же стоит проанализировать: сможет ли ребенок самостоятельно открывать и закрывать крышку, если нет, то он будет вынужден привлекать ваше внимание и просить помощи.

Правило 2
Вещи, которыми ребенок уже может пользоваться самостоятельно (с учетом возраста), стоит располагать в системе хранения не выше его груди. Всё остальное: игры для совместного семейного использования, материалы для творчества, которые ребенок использует только под вашим присмотром, ножницы и другие потенциально опасные предметы, мы убираем на высокие полки.
Правило 3
Не забываем разделять хранение актуальных вещей, которые вы используете в настоящее время, и запасов. Например, такие категории, как: канцелярия, чистые тетради и альбомы, наборы пластилина и цветного картона часто покупаются в нескольких экземплярах. Так пусть в непосредственной близости к рабочему месту находятся начатые комплекты, а вот запасы вы смело можете хранить на высоких полках, неудобных для эксплуатации детьми. При необходимости вы легко достанете то, что нужно вашему ребенку, при этом полочки и ящики удобные для ребенка останутся более свободными, благодаря чему поддерживать порядок в них будет значительно легче.

Правило 4
Конечно, чтобы устранить визуальный шум, мы используем коробки с непрозрачными стенками. И они прекрасно подойдут для того, чтобы на открытой поверхности разместить уходовые средства за ребенком или какие-то другие вещи, которые не должны привлекать внимание малыша. Такие решения повысят эстетику пространства детской. Но органайзеры, которыми пользуется сам ребенок, например, контейнеры для хранения игрушек, стоит выбирать прозрачные (хотя бы до определенного возраста). Это облегчает поиски необходимого: сквозь стенки и дно видно все содержимое контейнера. Также не забываем про маркировку в соответствии с возрастом: для не читающих дошколят — картинки, для ребят школьного возраста — надписи.
Правило 5
Если вы выделили ребенку отдельную комнату или личное пространство в общей зоне, постарайтесь освободить его от всех вещей, кроме тех, что принадлежат ему. Очень часто подростки саботируют поддержание порядка в своей комнате лишь по той причине, что фактически их комната им не принадлежит: на полках — папины аксессуары для рыбалки, на штанге шкафа в детской — мамины нарядные платья. Как так? Получается, что комната общая, и за порядок здесь отвечать должны все, а спрашивают только с него. Обратите внимание: если вы освободите полки для ребенка, он сможет более комфортно (свободно) распределить для хранения свои личные вещи, и в таком случае поддержание порядка станет значительно легче.
С порядком не бывает сложностей, если возвращать вещи на место легко.