Сказ о русском кокошнике

Кокошник — аксессуар известный в России с древних времен. От традиционной части народного костюма он добрался до голов императриц и королев по всему миру и вновь возвращается к нам в современном переосмысленном виде.


Снесла курочка яичко

Русский кокошник узнаваем во всем мире, как символ России. И не даром, ведь этот аксессуар всплывает в исторических сводках практически с момента образования Русского государства. Первое упоминание кокошника относится к XVII веку, однако схожие головные уборы были обнаружены и в захоронениях X-XII веков.

Сказ о русском кокошнике
Иван Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме 1784г. Государственная Третьяковская галерея

Само слово кокошник происходит от древнерусского слова кокошь, означающего «курица». Подобно гребешку на голове курочки, он украшает женскую голову, аккуратно обрамляя лицо и подчеркивая его красоту.

Изначально кокошник был частью праздничного одеяния замужней дамы. Их украшали бисером, жемчугом, золотыми нитями, искусственными и живыми цветами и другими ценными материалами. Для незамужних девиц были венцы, они имели схожую с кокошником форму, но не закрывали волосы. В последствии и их начали называть кокошником.

Изготовление кокошников – это целое мастерство от того и цена была не малая. В семьях их берегли и передавали по наследству. Бедные могли позволить себе лишь бисерный кокошник, однако свадебным по традиции считался, жемчужный, не богатой невесте приходилось занимать таковой у знакомых.

Форм у кокошников есть огромное множество, но наибольшую популярность до сего для приобрели лишь два: небольшая шапочка с прикрепленным высоким гребнем в форме треугольника или полумесяца и кокошник-венец.

Не хочу быть дворовою девицею, а хочу быть царицею!

Проведя модную реформу Петр I запретил боярышням носить кокошник. Однако уже при Екатерине II он вернулся в придворный костюм, а при Николае I и вовсе стал его обязательной частью. Инициативу поддержала и жена Николая I, Александра Фёдоровна, превратив его в тиару, достойную головы императрицы.

Сказ о русском кокошнике
Портрет Императрицы Марии Федоровны  — 1885. Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина

Спустя десятилетия императрица Мария Фёдоровна придала этому украшению широкую популярность. Она очень любила тиары-кокошники, это можно понять даже по ее портретам, так что их сочли новой русской модой. В Европе даже дали им название «tiare russe».

Сестра Марии Фёдоровны — Александра Датская, так восхищалась красотой русских тиар, что получила похожую в подарок к серебряной свадьбе с королем Эдуардом VII, изготовленную по заказу в ювелирном доме Garrard. После этого тиары-кокошники обрели популярность во всей Европе. И по сей день тиара Александры Датской хранится в коллекции украшений королевской семьи Великобритании и периодически украшает прическу Елизаветы II.

Сказ о русском кокошнике
Королева Елизавета II в тиаре-кокошнике

Несет меня лиса за дальние леса

Большая волна популярности кокошников началась в 1903 году. В честь 290 -летия дома Романовых в Зимнем дворце был организован костюмированный бал, с дресс кодом допетровского времени. Вся знать собралась на том балу разодетая в пух и прах подстать традициям. Это справоцировано большой интерес к русскому костюму и кокошнику, в частности.

Сказ о русском кокошнике
На фото: Великая княжна Мария Павловна, герцогиня Мекленбург-Шверинская, великая княжна Ксения Александровна и великая княжна Мария Георгиевна в русских костюмах XVII в на костюмированном балу в Зимнем дворце 1903 г.

В скором времени большая часть гостей того бала мигрировала в Европу, убегая от революции, некоторые из них основали свои модные дома. Русский кокошник переехал вместе со знатью и отразился в ДНК дизайнеров – эмигрантов.

Вместе с этим с 1908 года в Европе проходили «Русские сезоны» Сергея Дягилева, подстегнувшие моду на все русское, или как тогда говорили «A la Russe». В результате, в 20-е годы появился тренд на кокошники-венцы.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко

Последние двадцать лет интерес к кокошникам возрождается. В 2005 году Жан-Поль Готье предствил свою русскую коллекцию, вдохновленную путешествием по России, где волосы моделей были уложены в форме русского кокошника. Затем Карл Лагерфельд в 2008 году создал коллекцию «Париж-Москва» в которой кокошники играли чуть ли не главную роль образа. В последствии кокошники создавали и Джон Гальяно, и Кристиан Лакруа, и Golce&Gabbana и многие другие. В стороне не оставались и известные российские дизайнеры, Ульяна Сергеенко и Алена Ахмадуллина известны на весь мир любовью к этому убранству.

Сказ о русском кокошнике
Ульяна Сергеенко, Couture осень-зима 2013; Алена Ахмадуллина, диджитал коллекция 2020

Как аукнется, так и откликнется

Сегодня кокошник возвращается в гардеробы на волне патриотического настроения. Татьяна Домбровская со своей командой бренда «Патриотка» создают современные кокошники. Лаконичные, с разнообразной отделкой, от минималистичной до излишне богатой, они придадут любому образу изюминку русского колорита.

Сказ о русском кокошнике
Примеры кокошников бренда «Патриотка»

Более консервативным ценителям предлагаем обратить внимание на Работы Юханна Никадимуса. Он не только реконструирует исторические кокошники, но и создает новые по старинным технологиям, с использованием винтажного бисера, жемчуга и драгоценных нитей. Именно он создал кокошник, в котором выступала Манижа на Евровидении.

Сказ о русском кокошнике
Работы Юханна Никадимуса, представленные на сайте kokoshnikstore.com

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Возможно популяризация кокошника канет в лету, так и не начавшись, а возможно мы стоим на пороге модной революции в России. Время покажет.

Наталья Воробьева

А

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76