Кокошник — аксессуар известный в России с древних времен. От традиционной части народного костюма он добрался до голов императриц и королев по всему миру и вновь возвращается к нам в современном переосмысленном виде.
Снесла курочка яичко
Русский кокошник узнаваем во всем мире, как символ России. И не даром, ведь этот аксессуар всплывает в исторических сводках практически с момента образования Русского государства. Первое упоминание кокошника относится к XVII веку, однако схожие головные уборы были обнаружены и в захоронениях X-XII веков.

Само слово кокошник происходит от древнерусского слова кокошь, означающего «курица». Подобно гребешку на голове курочки, он украшает женскую голову, аккуратно обрамляя лицо и подчеркивая его красоту.
Изначально кокошник был частью праздничного одеяния замужней дамы. Их украшали бисером, жемчугом, золотыми нитями, искусственными и живыми цветами и другими ценными материалами. Для незамужних девиц были венцы, они имели схожую с кокошником форму, но не закрывали волосы. В последствии и их начали называть кокошником.
Изготовление кокошников – это целое мастерство от того и цена была не малая. В семьях их берегли и передавали по наследству. Бедные могли позволить себе лишь бисерный кокошник, однако свадебным по традиции считался, жемчужный, не богатой невесте приходилось занимать таковой у знакомых.
Форм у кокошников есть огромное множество, но наибольшую популярность до сего для приобрели лишь два: небольшая шапочка с прикрепленным высоким гребнем в форме треугольника или полумесяца и кокошник-венец.
Не хочу быть дворовою девицею, а хочу быть царицею!
Проведя модную реформу Петр I запретил боярышням носить кокошник. Однако уже при Екатерине II он вернулся в придворный костюм, а при Николае I и вовсе стал его обязательной частью. Инициативу поддержала и жена Николая I, Александра Фёдоровна, превратив его в тиару, достойную головы императрицы.

Спустя десятилетия императрица Мария Фёдоровна придала этому украшению широкую популярность. Она очень любила тиары-кокошники, это можно понять даже по ее портретам, так что их сочли новой русской модой. В Европе даже дали им название «tiare russe».
Сестра Марии Фёдоровны — Александра Датская, так восхищалась красотой русских тиар, что получила похожую в подарок к серебряной свадьбе с королем Эдуардом VII, изготовленную по заказу в ювелирном доме Garrard. После этого тиары-кокошники обрели популярность во всей Европе. И по сей день тиара Александры Датской хранится в коллекции украшений королевской семьи Великобритании и периодически украшает прическу Елизаветы II.

Несет меня лиса за дальние леса
Большая волна популярности кокошников началась в 1903 году. В честь 290 -летия дома Романовых в Зимнем дворце был организован костюмированный бал, с дресс кодом допетровского времени. Вся знать собралась на том балу разодетая в пух и прах подстать традициям. Это справоцировано большой интерес к русскому костюму и кокошнику, в частности.

В скором времени большая часть гостей того бала мигрировала в Европу, убегая от революции, некоторые из них основали свои модные дома. Русский кокошник переехал вместе со знатью и отразился в ДНК дизайнеров – эмигрантов.
Вместе с этим с 1908 года в Европе проходили «Русские сезоны» Сергея Дягилева, подстегнувшие моду на все русское, или как тогда говорили «A la Russe». В результате, в 20-е годы появился тренд на кокошники-венцы.
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко
Последние двадцать лет интерес к кокошникам возрождается. В 2005 году Жан-Поль Готье предствил свою русскую коллекцию, вдохновленную путешествием по России, где волосы моделей были уложены в форме русского кокошника. Затем Карл Лагерфельд в 2008 году создал коллекцию «Париж-Москва» в которой кокошники играли чуть ли не главную роль образа. В последствии кокошники создавали и Джон Гальяно, и Кристиан Лакруа, и Golce&Gabbana и многие другие. В стороне не оставались и известные российские дизайнеры, Ульяна Сергеенко и Алена Ахмадуллина известны на весь мир любовью к этому убранству.

Как аукнется, так и откликнется
Сегодня кокошник возвращается в гардеробы на волне патриотического настроения. Татьяна Домбровская со своей командой бренда «Патриотка» создают современные кокошники. Лаконичные, с разнообразной отделкой, от минималистичной до излишне богатой, они придадут любому образу изюминку русского колорита.

Более консервативным ценителям предлагаем обратить внимание на Работы Юханна Никадимуса. Он не только реконструирует исторические кокошники, но и создает новые по старинным технологиям, с использованием винтажного бисера, жемчуга и драгоценных нитей. Именно он создал кокошник, в котором выступала Манижа на Евровидении.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Возможно популяризация кокошника канет в лету, так и не начавшись, а возможно мы стоим на пороге модной революции в России. Время покажет.