С полей на бал, через Дикий Запад — как каблуки попали в наш гардероб

Символ женственности или утонченное орудие пыток — что же такое каблуки? Откуда они к нам пришли и кто виноват в нашей любви к ним? Сегодня мы нырнем в историю самой элегантной обуви. Надеваем акваланг и начинаем погружение, не забудьте шпильки!


Мода для народа — именно так можно охарактеризовать каблуки. Несмотря на то, что, как тренд на них задавали аристократы, на протяжении всех времен их ценили, как ни странно, по большей части воины, рабочие и крестьяне. Более того, в моду они периодически входили лишь потому, что люди вспоминали их удобство с практической точки зрения. Как это произошло и кого винить в создании каблуков? 

Кто был первым?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте углубимся в историю. Египет, солнце жарит, пески обжигают ноги. Первый, кто решил что нельзя это терпеть, стали фараоны. Так обувь (пока что просто обувь, без каблука) стала привилегией, которая была доступна лишь фараонам и их ближнему кругу. Но только мужчинам. Надеемся, что женщины в те времена весь день проводили в прохладных водоемах, а в остальное время их носили фараоны на руках. 

Но в период Среднего Царства (2040-1783 до н.э.) фараоны решили сжалиться над простыми работягами (а может быть они решили что так они построят больше пирамид за меньшие сроки). В общем, обувь стала доступна и простому народу. Простой народ впервые изобрел и каблуки! И здесь мнения историков о том кто же придумал каблук первым — земледельцы или мясники, расходятся. 

Землепашцам на каблуках было удобнее передвигаться по пахотной земле. Мясникам же не слишком нравилось стоять по колено в крови после разделки мяса. В общем, у обоих сторон была причина задуматься об облегчении своих будней с помощью высокой обуви. Может это вообще был земледелец, который по ночам мясо разделывал. Сути, однако это не меняет — можно предположить что каблуки были придуманы именно в период Среднего Царства в Египте, когда носить обувь стало позволительным для всех.

Другая страна, претендующая на первенство в изобретении каблуков, является Древняя Греция. Там эту обувь впервые увидели на актерах. И в наше-то время не всегда можно разглядеть актеров с задних рядов партера (особенно если перед тобой сидит дама с высокой прической). Что уж говорить о Древней Греции! Обувь на высокой платформе была необходима именно для того, чтобы даже с самых дальних рядом актеров было отлично видно. Итак, театр как вид досуга был придуман приблизительно в 4000 годах до н.э. Казалось бы, первенство за греками? А вот и нет! Идея включать актеров в постановку пришла драматургам лишь в 534 году до нашей эры. До этого постановки включали в основном хоровое пение. Судя по всему, первыми всё-таки были египтяне.

Источник: Bata Shoe Museum / Dictionnaire des antiquités romaines et grecques

Помимо того, чтобы актера было видно всем-всем, высокая обувь использовалась ещё и для отражения положения в обществе играемого персонажа, а также для передачи трагичного образа. Мельпомена, муза трагедии изображалась высокой девушкой, так что и актёр, передающий грусть, должен возвышаться над остальными. Обувь, которую носили актеры, возвышала их над землей более чем на 40 сантиметров! Сложно веселиться на сцене когда можно упасть с такой высоты, не так ли?

Надевали высокую обувь не только актеры, но и гетеры — дамы из высшего общества, ведущие свободный образ жизни. Следы, оставляемые ими, часто содержали надписи, вроде «Иди за мной». Для нас — ничего особенного, но по меркам тех времен — неслыханная провокация!

Рисовые поля и поле боя

До 7 века судьба каблуков известна мало. Может быть мясники с земледельцами решали, кто же из них первым изобрел эту обувь. Совсем далеко от Греции и Египта японцы придумали сандалии на двух брусочках, называющиеся гэта. И снова мысль о высокой обуви сперва посетила людей из высшего общества — священники и императоры надевали их чтобы сохранить чистоту земель. Очень быстро это новшество оценили и простые люди и надевали сандалии во время работ на мокрых, рисовых полях. 

Впервые каблуки в том виде, как нам привычно видеть сейчас, были найдены в Иране (ранее был в составе Персии). Здесь всё однозначно — носили их воины-наездники! Они цеплялись каблуком за стремена, что помогало сохранять баланс в седле во время боя. Чуть позже они пришли и в Индию — там мы снова можем видеть обувь на платформе на людях от мира искусства, а если быть конкретнее — на танцовщицах.

По мере укрепления торговых связей Персии и стран Европы, каблуки начали проникать и на запад. В восточных странах они всё прочнее входили в обиход как обувь для бани, берегущая ноги от ожогов, и назывались кабкаб. Однако, европейские модники от бань были далеки.

Источник: Bata Shoe Museum / National Diet Library

Из грязи в князи

Любые мечты о том, чтобы стать прекрасной принцессой где-то в средние века неизменно разбиваются о факт, что на улицах тогда было далеко не так чисто, как демонстрируется это сейчас в фильмах. Мусор, если не что-то похуже, скидывают прямо из окон, принцессой в такой обстановке стать уже хочется не так сильно. И пусть запах стоял, вероятно ужасный, но именно нечистотам на улицах мы обязаны популяризации обуви на платформе в обществе. Правда тут без изысков — платформа была деревянной. 

О каблуке вспомнили и наездники. Он не был частью обуви, а просто подкладывался под пятку и позволял ноге не соскальзывать со стремени. На Руси тоже использовали каблуки — их вырезали из цельного дерева и вкладывали в сапог под подошву. Затем всю эту конструкцию обшивали кожей. Первое упоминание каблуков в письменных источниках на Руси приходится на 1509 год. Можно предположить, что мода на них к нам пришла также из Турции, слово заимствовано из тюркского ‘kabluk’, где kab по-арабски означает «пятка».

Учитывая всё ещё практическую цель носки каблуков, модницы 15 века одевали их изначально не как элегантный предмет гардероба, а поверх своих туфелек, как галоши. Назывались они изначально сабо, но скоро их начали именовать как «чопины» или «цокколи». Дамы быстро смекнули, что раз на такой обуви они становятся выше, то и ткани на пошив платьев на выход нужно больше. А значит таким образом можно не только ловко уберечь свою обувь, но и показать свой статус — можешь позволить себе пошить такое длинное платье! Ткани требовалось действительно существенно больше — платформы были почти по локоть в длину. Передвигаться же в такой обуви было практически невозможно, а значит и работать тоже, что снова означает высокий статус модника. Девушкам часто приходилось прибегать к помощи служанок чтобы ходить.

Источник: Rama & Shoe museum in Luasanne / Walters Art Gallery

Католическая церковь не была в восторге от такого тренда и характеризовала такую обувь не иначе как «развратная». Начали чопины носить и куртизанки, что негативно повлияло на их популярность. 

Мода на сами каблуки, уже без платформы, зародилась в Италии, а во Францию её принесла Екатерина Медичи. На свою свадебную церемонию в 1533 она заказала ремесленнику маленькие туфли на каблуках и с вытянутым носом. Возможно она подсмотрела этот прием у Марии Тюдор, королевы Англии. 

Прародители лубутенов

Бум популярности каблука пришёлся на период правления Людовика XIV. Маленького роста, но с большим талантом трендсеттера, в 1673 году он появляется в туфлях с красной подошвой! Помимо этого, обувь всё чаще стали красить в черный цвет. Как и во времена фараонов, её имели право носить лишь самые знатные из дворян. Каблук становится и признаком мужественности, так как их всё ещё ценили воины и наездники. 

Источник: Bibliothèque nationale de France / J.Paul Getty Museum

Обувь на высоком, тонком каблуке вошла в европейскую моду. Некоторые короли и императоры даже издавали указы, регламентирующие высоту каблука для каждого из сословий. Нередко ходили и с тростью, для удобства передвижения. Продолжали появляться при дворе и особы королевских кровей на каблуках, например Маркиза де Помпадур.

В 17 веке появилась и «голубиная лапа» или «французский каблук» — изогнутый, позволявший визуально уменьшить длину стопы. Может быть такой тренд пришел из Азии? Ведь в Китае, начиная с 10 века, аристократы практиковали бинтование ног, который практически не позволял девушке ходить самостоятельно. Здоровые ноги вообще были у дворян не в почете и считали символом крестьянского происхождения. К счастью, до Европы этот спорный тренд не долетел.

Падение и новый взлет

Карл II — первый, кто осмелился пойти против общества. Он стремился упростить английскую моду, а Франция перенимала тренд на всё британское. Со временем термин «красные каблуки» начал использоваться как насмешка. Постепенно обувь на каблуке стала предметом женского гардероба. Церковь же не оставляла попыток борьбы с ними — его носитель идет против божьего замысла, раз пытается искусственно увеличить свой рост.

Наступила французская революция. Пала революция, пал и каблук. Париж вновь задает моду — и в этот раз моду на отказ от высокой обуви.

Впервые за долгий перерыв, на каблуках возвращаются… американские ковбои. Вероятно они вспомнили о том, как предки ценили такую обувь при верховой езде. Пятисантиметровый каблук считался высоким, но массивный силуэт и кожаная конструкция позволяла считаться обуви мужской. Можно сказать, что каблук снова стал символом маскулинности!

Источник: музей изобразительных искусств Татарстана / Афиша фильма «Гигант»

Ноги длиннее, юбки короче!

В начале 20 века форма каблука в женском гардеробе сохранялась с дореволюционных времен и была похожа на рюмочку. А вот юбки и платья становились всё короче. Французские модницы ходили на пляж в сандалиях, к которым в 30-х годах дизайнер Андре Перуджа добавил каблуки, тем самым выводя пляжную обувь в высокий свет.

В военное время возникает дефицит на кожу и металл, которые заменяют на ткань и дерево. Находчивые дизайнеры творят из того, что есть, и вводят тренд на обувь на платформе и танкетке. Последняя получила свое название из-за сходства с одноименной гусеничной машиной. Её изобретателем считают Сальваторе Феррагамо, итальянского обувного мастера.

Чуть позже, в 1950-х годах он изобретет и «шпильку», специально для фильма «В джазе только девушки». Вы думали мы закончили споры о первенстве? Совсем нет — здесь снова возникают споры о том, кто придумал шпильку первым! По другой версии его придумал француз Роже Вивьер в 1953 году, для коронации Елизаветы Английской. 

Реклама Kerrybrooke Debs / Фильм «В джазе только девушки»

В женской моде тренд на визуальное уменьшение ступни снова возвращается — Коко Шанель в 1957 году презентует бежевые лодочки с черным носом.

Главный павлин в городе

В мужскую моду каблуки возвращаются в 60х годах. Общество захватила «павлинья революция», приверженцы которой отстаивали мужское правило одеваться ярче общепринятых норм. Главными павлинами стала группа The Beatles, полюбившая обувь «челси» с высоким, кубинским (или ковбойским) каблуком. Не таким уж и высоким, на самом деле, их высота 4-6 см, но гораздо выше принятых норм. Женщины же одержимы мини и геометричными формами. В 1963 году Вивьен Роже создает туфли-пилигримы с удлиненным квадратным носом и пряжкой спереди. Они, правда, стали трендом лишь одного сезона.

В 70—ые годы мужской каблук растет ещё выше — до целых 7 сантиметров! Даже бизнесмены, возможно завидуя модникам с дискотек, начинают надевать обувь чуть выше. Элтон Джон и Дэвид Боуи поднимают ставки и шатают гендерные нормы ещё больше, расхаживая в обуви, по высоте не уступающей женской. 

Однако, популярность каблука в мужском гардеробе была не такой долгой — после популярности образа «гипермаскулинного дэнди» в 90-ых, тренд на мужской каблук пошёл на спад и вернулся к более консервативным вариантам середины прошлого столетия. 

Музыкальное видео «Yellow Submarine» / Кадр из фильма «Грязь» о группе Mötley Crüe

Окончательное завоевание женских сердец

В начале 90-ых Вивьен Вествуд возвращает в моду обувь на платформе. Сначала высокие туфли не очень пришлись по душе модницам. Возможно этому поспособствовало падение в 20-ти сантиметровых каблуках Наоми Кэмпбелл на подиуме. Однако, благодаря группе Spice Girls, платформы вошли и прочно засели в наших сердцах как символ 90-ых. В конце десятилетия Маноло Бланик создает остроносые туфли на шпильке, ставшие потом визитной карточкой бренда. 

Источник: кадр из сериала «Секс в большом городе» / Versace

А совсем недавно, летом 2021 года весь мир влюбился в новые монохромные, атласные туфли от Versace. Такого фуррора не было давно, даже несмотря на то, что бренд периодически выпускал моделей в обуви на платформе. Возможно дело как раз в возвращении в прошлое, ведь именно таким образом каблуки раз за разом каждый раз оказываются на острие моды?

Даша Ко

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76