Как менялась мода с эпохи Петра I и до времени правления последнего русского царя? Какие ткани, одежду и аксессуары носила семья Романовых?
Как изменилась мода при Петре I?
Правление Петра I привело к значительным изменениям в облике высших лиц. Широко известно, что он запретил ношение бород и длинного польского костюма. Теперь высший свет ориентировался на одежду модных европейских домов. Стало обязательным ношение париков, утягивающих корсетов. Пётр I ввёл ношение париков. Появилось понятие моды.
В Реставрационно-Хранительском центре Эрмитажа хранится «гардероб Петра I». В ней около 600 предметов одежды и 47 пар обуви. Для костюмов характерно сочетание роскоши и удобства, простоты покроя и узоров.

Придворная жизнь при Екатерине Петровне
При Елизавете Петровне особое влияние на русскую моду оказывала Франция. Это время постоянных балов, безудержного веселья и маскарадов. Зачастую на балах женщины переодевались в мужские костюмы и наоборот.
Елизавета Петровна увлекалась модой. С приходом кораблей в порт она спешила первой увидеть новые фасоны, ленты и образчики тканей. Её гардеробы были полны пышными нарядами, пелеринами и мантильями.

Фруктовые маски и кружева
В период правления Екатерины II влияние европейской культуры на моду сочеталось с национальным колоритом. Важным элементом женского гардероба стало кружево. У платьев делали короткий шлейф и длинные свисающие рукава. Мода стремилась к упрощению по сравнению с предшественницей Екатерины II.
Главным модным аксессуаром в екатерининскую эпоху стала табакерка. Считалось, что табак разгоняет кровь и препятствует появлению болезней. Иногда этот аксессуар оказывался дороже целого костюма.
Парадный наряд императрицы был разнообразен. Её любимым цветом был белый, а платья зачастую украшались мехами. Екатерина II была аккуратна с аксессуарами и не допускала излишеств.
Для таких событий, как встречи с офицерами и парады, у правительницы были мундирные платья. Оно также основывалось на сочетании французских и русских традиций.
Екатерина II тщательно следила за собой. Она ввела моду на фруктовые маски, расчёсывала волосы гребешками, смоченными отварами череды и чистотела. Императрица применяла новаторские методы и была законодательницей придворной моды своего времени.
Мода 19 века
После правления Екатерины Великой мода продолжала меняться. При Николае I было создано специальное ведомство – Министерство Императорского Двора. Оно регулировало, в какой одежде высший свет должен был появляться на мероприятиях.
Главной тенденцией этого времени был бархат. Женщины должны были носить платья с открытыми плечами и рукавами, свисавшими до юбки.
С 1880-ых по 1910-ые писком моды был склаваж. Женское украшение , которое состояло из множества цепочек, образующих единую полосу. Женщины носили не только бриллианты, но и жемчуг. Жена императора Александра III, Мария Фёдоровна, на многих картинах изображена именно в этом украшении.
У всех императриц были свои модельеры и портные. Так, например, у жены последнего царя, Александры Фёдоровны, было пять портных.

Как одевалась семья последнего русского царя?
Несмотря на статус, семья Николая II была скромна при выборе одежды. Александра Фёдоровна относилась к моде спокойно и не стремилась следовать последним тенденциям. Новомодным фасонам она предпочитала традиционный крой.
Спокойное отношение к одежде компенсировалось интересом к украшениям. Жена Николая II всегда носила браслеты, перстни, усыпанный драгоценными камнями крест.
Императрица прививала дочерям умение ценить вещи. Княжны часто донашивали вещи за старшими. Платья перешивали, чинили, они служили долгие годы. С началом Первой Мировой платья для царских особ и вовсе перестали шить.
Николай II тщательно следил за своим внешним видом. Большую часть его гардероба составляли военные мундиры. В зависимости от повода, Николай II надевал разные мундиры. Эту одежду шили портные, специализировавшиеся на военном обмундировании. Гражданское платье царь носил только за границей.

Придворная мода менялась из поколения в поколение. Новые правители привносили тенденции, которые были им по душе. Они сформировали разные характеры эпох и производимое ими впечатление. От бурных празднеств Елизаветы Петровны до сдержанной элегантности Александры Фёдоровны.
Фотографии взяты из источника: wikipedia.org