Плагиат в модной индустрии

Плагиат в сфере моды — весьма распространенное явление. Встречается оно среди дизайнеров, фотографов, визажистов и других представителей модной индустрии. Что такое плагиат и можно ли с ним бороться?

Плагиат в модной индустрии
Фото: pexels.com

Законодательно плагиат определен как присвоение авторства в статье 146 УК РФ. В этом смысле Уголовный кодекс дает отправную точку для рассмотрения сути плагиата и ее выявления.

Разматывая этот клубок, мы неизбежно сталкиваемся с понятием автора произведения и права авторства, которые регулируются гражданским законодательством.

Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ). Автором может быть и не один человек, в таком случае возникает соавторство. Правом авторства является право признаваться автором произведения (ст.1265 ГК РФ).

Присвоение авторства означает, что другое лицо, не являющееся автором данного конкретного произведения, выдает себя за его автора. Причем плагиатом будет являться и присвоение авторства на часть произведения или его фрагмент. По сути, это подражание выраженному вовне результату творческого труда другого человека. Однако не стоит забывать о том, что идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции и т.д. не защищаются авторским правом.

Плагиат в модной индустрии
Фото: pexels.com

Право авторства также включает в себя право на имя. Каждый автор имеет право использовать или разрешить использовать произведение под своим именем, псевдонимом или без указания имени – анонимно. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы. В случае, если автор произведения пожелал остаться неизвестным, представляет его права издатель произведения, до тех пор, пока автор не заявит о своем авторстве.

Для модной индустрии важно, что защите авторским правом подлежат произведения дизайна, фотографии и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.

Мода циклична и кажется, что плагиат в модной сфере неизбежен и его сложно доказать. Однако, каждая коллекция, каждая фотосессия обладает чертами присущими только ее автору. Именно поэтому стоит отстаивать свои права и защищать их, ведь итогом может стать защита репутации и имени.

Плагиат в модной индустрии
Фото: pexels.com

Модные дела нечасто доходят до суда. Одним из наиболее ярких примеров, дошедших до рассмотрения в судебном порядке, является иск визажиста-стилиста Alex No к Дарье Петуховой. Суть иска состояла в том, что Ответчицей был скопирован креативный макияж, созданный Истцом в рамках Graphica Project в 2009 году, и выложен в сеть с указанием на собственное авторство. После попыток мирного урегулирования конфликта Alex No обратился в суд за защитой своих прав. Рассмотрение иска началось в 2011 году, окончилось летом 2012 победой Истца и стало прецедентом в данной сфере.

Что показало это дело? Во-первых, то, что свои права можно и нужно отстаивать законными методами. Во-вторых, что макияж признан произведением, подлежащим защите авторским правом, что для многих не было очевидным. В-третьих, любой случай рассмотрения спора в суде может стать основой для формирования судебной практики.

В творческой среде плагиат явление частое. Попытки создать новые коллекции, повторяющие уже существующие, точное копирование работ других дизайнеров и фотографов, не всегда приводят к положительным результатам. В таких случаях обе стороны остаются в невыигрышном положении. Чтобы избежать таких казусов, лучше указывать на авторство того, кем вы вдохновляетесь при создании своего произведения, и автору приятно, и вы остаетесь в рамках закона.

Дарья Репкина

АВТОР

По вопросам стажировки: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76