Основательница бренда QБЛИК Наталья Шевчук о своем детстве, идее продвигать родную культуру через одежду, русском минимализме и косоворотках.
Наше знакомство с QБЛИК стало поистине удивительным и волшебным. Это произошло перед самым Рождеством. И бренд нашей редакции мгновенно полюбился. Если вы ищете косоворотку или что-то для сегодняшнего дня, но с русским духом, QБЛИК станет идеальным выбором.
Душа любого бренда — это его создатель. Поэтому мы поспешили познакомиться с основательницей бренда Натальей Шевчук и узнать о том, как рождалась “самая русская” марка одежды России, и с чего все начиналось.
— Наталья, здравствуйте, расскажите, как вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь? Каким ребенком вы были?
— Здравствуйте! В детстве я хотела стать актрисой или певицей. Любила устраивать представления, петь, играть. Постоянно что-то придумывала. Про моду и одежду никогда не думала, в доме родителей не было такого интереса. Видимо, поэтому и в голову не приходило. Хотя нарисованным картонным куклам одежду придумывать мне, конечно, нравилось!
— А откуда возник интерес к родной культуре?
— У меня в семье всегда очень уважительно относились к русской культуре. Мама читала мне исторические книги и произведения русских писателей. Причём у Пушкина я любила “Метель”, “Пиковую даму” и другую прозу гораздо больше, чем стихи и сказки. И это в совсем раннем возрасте 4-6 лет. Когда начала читать сама, взялась за всю русскую классику. Поэтому наша культура для меня — это, прежде всего, литература. И помню, как в детстве я искренне переживала, что люди не ценят свои корни, не читают или читают по принуждению. Тогда мне захотелось стать писателем. Эта мечта до сих пор существует и, думаю, когда-нибудь воплотится. А вот продвигать родную культуру через одежду, через внешний облик — идея гораздо более поздняя.
— Ну как это произошло? Когда вы ощутили интерес к одежде?
— Думаю, надо начать с того, что в родительской семье было принято, что внутренний облик человека — это важно, впрочем, я и сейчас считаю так же. Но почему-то это значило, что внешний вид не так важен. То есть следить за собой, конечно, нужно, но украшать себя — это недостойно. Скажем: грешновато. И я росла, не понимая, брать эту установку с собой во взрослую жизнь или нет. В общем, меня швыряло в разные крайности. Я всегда сильно сомневалась в своём вкусе, считала, что у меня его нет.
— Учитывая вещи, которые вы создаете, думаю, эта установка была побеждена!
— Да, я росла, развивалась, работала над собой, стала себе больше доверять, разрешила заниматься внешним видом и не стыдиться этого. Понимаю, смешно звучит для тех, у кого такой семейной установки не было. Но для меня это был рост и сложность. И вот так постепенно я поняла, что эстетическое чувство у меня развито очень даже неплохо, есть насмотренность, которая тоже постоянно развивается, и даже присутствуют врожденные данные, просто их никто не развивал. Так что заняться одеждой было словно продолжением этого роста и искренним движением моей души. Теперь я даже рада, что в детстве меня научили именно такому подходу. Мне это помогло и помогает смотреть на цельный облик, подсвечивать с помощью одежды лучшее в человеке. И не делать одежду самоцелью.
— А чем вы занимались раньше? Кто по образованию?
— Всю школьную жизнь я собиралась стать химиком, даже поступила в Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, проучилась семестр и ушла, поняла, что не мое. Закончила Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, получила образование дошкольного педагога-психолога. Там же заканчивала магистратуру. По профессии работала несколько лет в детском саду и зареклась больше этого не делать. Я люблю детей, но это ремесло требует огромного количества сил. Такой человек как я, который полностью отдается делу, после общения с детьми становится буквально опустошен.
— А где еще приходилось работать?
— Я много где работала. Например, вязала крючком микроигрушки, серьги. До сих пор иногда этим занимаюсь, очень люблю. Потом оказалась в Исландии, и три года возила русских туристов по местным чудесам природы. Это было волшебное время. Но с пандемией оно закончилось.
— Чем вы вдохновляетесь сегодня? Какими образами и смыслами?
— На самом деле, я вдохновляюсь всем. Всё так же хочу нести в мир русское, создавать его, как и создавать новое. Меня вдохновляют и другие бренды. Часто смотрю, любуюсь и сразу зуд появляется что-то делать, куда-то бежать. Вдохновляют люди. За последние несколько лет в моей жизни появилось и поменялось очень много интересных крутых людей. Я люблю людей. Люблю узнавать их, люблю их истории, пути. Люди всегда мне интересны. Круто, когда находишь «своего» человека, это вообще как джекпот от жизни. Впрочем, и одиночество тоже меня вдохновляет, долго быть среди людей утомительно. Восстанавливаюсь наедине с собой: читаю, смотрю кино, слушаю аудиокниги, вяжу, рисую, учусь, всё, что душе угодно. Весь этот опыт перерабатывается во мне, и потом мозг выдаёт идеи. И так по кругу.
— Расскажите, как родился бренд?
— Бренд родился спонтанно. Все самые интересные жизненные повороты у меня всегда появлялись резко, неожиданно и как будто по воле чуда. Была пандемия, надо было делать что-то новое. И не поверите, я посмотрела какое-то видео в ВК о том, как строить свой бренд, и меня захлестнуло. Про косоворотки мы и раньше говорили, что надо бы их когда-нибудь шить. Чтоб без вышивки и поясов, чтоб можно было носить хоть на работу. И вот, посмотрев МК, я вскочила и говорю: будем шить косоворотки. И понеслось. Оказалось, правда, что это не так-то просто. Очень много было всего на пути, несколько раз я чуть не бросила всё. Но преодолела. И это мой повод для гордости.
— Как пришло такое оригинальное название QБЛИК, и что в нем сокрыто?
— Название я, конечно же, искала, но не сильно придавала этому поиску значение. И однажды стала думать, как можно описать косоворотки на английском (в английском нет отдельного слова для наших рубашек). Ввела в переводчик слово «косой» и получила oblique (облик). У меня даже мурашки побежали по телу — это же идеально! Облик — такое русское слово, гораздо приятнее, чем “лук”. А на английском это косой, как любимый косой ворот! Потрясающее попадание. И облик — это ведь не только одежда, это то, что представляет из себя человек. Что мы видим в целом, когда смотрим на человека. А именно такой целостной картины мне и хотелось. Одежда не должна перетягивать на себя внимание, если говорить не о подиуме, а о жизни. Одежда — это продолжение образа, облика человека. Она создаёт гармонию. Она помогает быть тем, кто ты есть. Подчеркивает тебя, твою личность. На первом плане — сам человек, а одежда — это помощник и друг.
— А почему косоворотка? Как вы с ней вообще познакомились?
— Бывший партнёр любил носить косоворотки, но никак не мог найти нормальную. И мы их везде высматривали и обсуждали, говорили, что надо шить. Поэтому, какую делать одежду, я даже не задумывалась, эти рубашки сразу пришли на ум. Многие люди, оказывается, слова такого даже не знают! Приходится объяснять. Меня это поначалу невероятно удивляло. Мне кажется, что такое косоворотка, я знаю с самого рождения. Но у меня в семье их никто не носил, включая поколения прабабушек и прадедушек, насколько я могу судить по старым фотографиям. Видимо, это вошло в меня незаметно вместе с русскими классиками и в том возрасте, когда закладывается фундамент. Вот там они и хранятся по сей день.
— У вас большая команда?
— Я мечтаю о большой команде! И чтоб все были заряжены энтузиазмом. Сейчас у меня есть швея, моя любовь, которая абсолютно всё может отшить, да и просто прекрасный человек! Есть также классный конструктор, у которой все получается почти с первого раза. Есть цех и девочки в нём. Долго я их искала и нашла. Есть фотографы! У меня их трое, они по очереди и вместе творят со мной искусство. Есть модели, которых я тоже считаю причастными к команде. Да, есть и наемные модели для карточек на сайте и Озоне. А есть модели, которых очень хочется снимать в одежде QБЛИК, и они хотят того же! Вот эти люди тоже часть команды. А поддерживают меня родные и друзья. И клиенты. Знаете, бывают моменты, когда хочется махнуть на всё рукой и уйти. И вдруг приходит отзыв с благодарностью и ожиданием нового. У меня так периодически случается. Сразу все меняется в лучшую сторону. И появляются силы.
— Как вы относитесь к современной одежде, к тому, как люди одеваются в большинстве своем? Чего, по вашему, не хватает?
— Мне всегда не хватало базовой одежды. Только найдешь классную куртку, как на ней оказывается какая-нибудь роза из пайеток или череп. А я хочу просто куртку! Но так дела обстояли лет 10-15 назад. Сейчас, конечно, есть разнообразие. Хотя качественной базы с хорошей посадкой и материалами всё равно не так много, приходится с миру по нитке выискивать. Конечно, хочется сказать и про национальную одежду. Такой стилистики, как у нас в QБЛИКе, очень мало. Чтобы стиль был современный, но корни чувствовались. Русский минимализм — так однажды нас назвали, а мы согласились и подхватили. Я знаю ещё 2-3 бренда кроме нас.
— Как люди относятся к вашим вещам? Насколько велик интерес?
— Русский стиль уже не считается моветоном. Наконец, стали отличать ансамблевую клюкву от настоящего русского костюма. Постепенно осознанность в этом вопросе растёт. Правда, сразу находятся зануды, которым нужно, чтобы была историческая достоверность. Я этого вообще не понимаю. Одно дело, когда целенаправленно шьют реплики. Здесь важно использовать старые техники, определённые материалы, цвета и формы. Это всегда ручная работа. И эти мастерицы всегда очень хорошо знают свой «продукт» — значение каждой строчки и цвета, когда этот костюм носили и по какому поводу. Это обалденная и масштабная работа. Мастерам — мое бесконечное уважение и восторг.
— Но бренды шьют для современных людей.
— Да, мы сами создаём свою культуру, которая актуальна для нас сегодняшних. И пользуемся образами прошлого, которые для нас, русских, особенно важны, так как преемственность была нарушена и даже не единожды. Мы хотим сшить разорванное полотно своей культуры, залатать дыры, преобразовать, переработать то, что было недоступно долгие годы. Но и добавить собственных смыслов. Продолжить ткать этот мир.
— С какими тканями вы работаете?
— Лён и крапива — это прекрасно, но далеко не единственный вариант. И по ощущениям лично мне милее тенсел, вискоза или любимый мой футер с пич-эффектом, в составе которого есть полиэстер. Важно чувствовать потребности для сегодняшнего дня. То же и с лекалами. Рубаху по колено да с поясом не наденешь в офис. Не подходит по дресс-коду, к тому же это просто неудобно в метро или авто. Реалии иные у нас, и мы в своих изделиях это учитываем.
— Как вы сами одеваетесь? Что носите? Есть ли у вас любимые бренды?
— Когда появился QБЛИК, шкаф мой пополнился. Естественно, все образцы отшиваются на мой размер, и я в них с удовольствием хожу. Мне нравится бренд Monrie, у них классное бельё. Еще балдею от футболок бренда “Телодвижения” (нашла их на Озоне). Также у Sela бывают отличные вещи. Даже в “Твоё” нашла джинсы нужного мне фасона, больше не было ни у кого. Это именно из того, что ношу постоянно. А то, чем я любуюсь… список огромный. Взять хотя бы супер-классный корсет дружественного молодого бренда “Нити времени”.
— Какие планы у QБЛИК?
— Планов, надежд и мечт много. Готовим новую коллекцию. Пробуем потихоньку брать оптовые заказы, раньше была только розница. Есть идея необычной коллекции, но она пока в процессе осмысления.
— Есть ли у вас любимое изделие?
И да, и нет. То, что я делаю сейчас, и есть самое любимое. То есть меняется по много раз на дню. Это как любимая еда. Вот дали тебе то, чего хочется именно сейчас, и оно любимое блюдо. По крайней мере, я так устроена.
— Расскажите о толстоворотках с интересным дизайном капюшона. Как пришла идея?
— Именно насчет капюшона толстоворотки долго сомневались. Оставлять ли остроконечный или всё-таки делать классический полукруг. Но острый капюшон так круто выглядел и сразу получил столько отсылок к разным культурным феноменам, что мы решили рискнуть, и не прогадали. Толстоворотка узнаваема. Не только своим косым воротом, но и капюшоном. Некоторые нас по ней узнают! Другие бренды название даже скопипастили, но мы не в обиде. Наша всё равно первая и она прекрасна.
— Ну а есть сомнительные реакции?
— Бывает, клиенты иногда отказываются от покупки толстоворотки именно из-за капюшона. Слишком необычно для них, экстравагантно. Это мы понимаем и принимаем! Но в то же время в основном толстоворотки покупают именно из-за капюшона. В общем, всем не угодишь, все люди разные, и это здорово. Тем не менее, к своим клиентам мы прислушиваемся, поэтому разрабатываем новую модель с «круглым» капюшоном.
— Что бы вы хотели пожелать ценителям бренда в начале нового года и в Рождество?
— Пробуйте новое, но не изменяйте себе. Узнавайте себя. Меняйтесь. Растите. Любите. Будьте счастливы. И создавайте свой облик.