Как создавалась всеми любимая сказка и образы из неё
Сказка, которая стала классическим фильмом на новогодние праздники. Внимание и детей, и взрослых не обходит стороной зимнюю сказочную историю. Но у сказки и у самого фильма есть интересная предыстория.
Сказка «Морозко» обладает глубокими историческими корнями. Её самая популярная версия была зафиксирована Александром Афанасьевым в 1855 году в его знаменитом сборнике «Народные русские сказки».
Исследователи, изучавшие различные региональные записи, выделяют более сорока русских, около тридцати украинских и одиннадцать белорусских вариантов этой сказки. Первоначально эти устные предания напоминали былички. Крестьяне, веря в магическую силу Мороза, до XIX века старались умилостивить его, поднося кисель. Со временем, когда образ Мороза в народном сознании стал терять мифологические черты, история превратилась в классическую волшебную сказку.
Одна из интерпретаций связывает сюжет с языческими ритуалами и верованиями. В древности Морозко почитался как божество зимы, холода, а также покровитель урожая и достатка. Ему приносили дары и просили о помощи.
Некоторые учёные также видят в сказке отражение реальных жизненных обстоятельств древней Руси, когда отцы, не имея возможности обеспечить дочерям достойное будущее, могли оставлять их в лесу.
Режиссёр фильма — Александр Роу, а сценарий написали Михаил Вольпин и Николай Эрдман. Они объединили две сказки, ввели новых героев, добавили романтическую линию и, что особенно важно, наполнили сюжет юмором и забавными эпизодами. Съёмки стартовали 13 марта 1964 года. Летние эпизоды снимали в Подмосковье, близ Звенигорода, а зимние — на Кольском полуострове, недалеко от Оленегорска. Роль Морозко исполнил Александр Хвыля, который после выхода фильма много лет выступал в образе Деда Мороза на главной кремлёвской ёлке. Настеньку сыграла пятнадцатилетняя Наталья Седых. Режиссёр Роу заметил её в телевизионной ледовой постановке, где она исполняла номер «Умирающий лебедь», и пригласил на пробы. Изначально роль Марфушеньки-душеньки предназначалась Тамаре Носовой, известной своими комедийными ролями, но ассистент режиссёра привела на площадку начинающую актрису Инну Чурикову.
Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года. Фильм завоевал главный приз на XVII Венецианском международном кинофестивале в категории детских и юношеских фильмов, а также получил «Золотую ветвь» на Всесоюзном кинофестивале 1966 года в Москве.
О костюмах. Голубой полушубок Настеньки, выполненный из узорчатой переливающейся парчи, дополнен меховым воротником-стойкой и украшен аппликациями с жемчугом. Красный кафтан Ивана, сшитый из бархата, также имеет меховой воротник и декорирован аппликациями, шнуром, жемчугом и «самоцветами». Эти костюмы сегодня находятся в музее Мосфильма, где их можно увидеть как в основной экспозиции, так и на временных выставках. Однако красный костюм Ивана выглядит немного иначе, чем в фильме «Морозко», поскольку его слегка изменили для съемок в картине «Огонь, вода и медные трубы».
Из-за нехватки костюмов их часто использовали в фильмах повторно, слегка изменяя: добавляли новые пуговицы или воротник, укорачивали длину одежды.
Согласно сохранившимся эскизам, Евгений Галей предлагал для Настеньки просторную длинную шубу, обтянутую красной тканью, с голубой меховой отделкой и длинными, до пола, рукавами, разрезанными в верхней части.
В результате Настеньке достался довольно скромный полушубок. Интересно, что в реальной жизни он имеет довольно компактные размеры, но на актрисе выглядит так, будто на пару размеров больше. Вероятно, отказ от насыщенного красного оттенка был неслучайным, поскольку он не соответствовал более нежной и светлой цветовой палитре, выбранной для гардероба героини.