Если верить Википедии, то подиум (англ “runway”) — возвышение в виде дорожки от 50 до 100 метров длиной для показа моды. Но за этим довольно сухим определением явно скрывается нечто большее.
В каждой культуре подиум имеет свои вариации. В японской, например, он называется ханамичи, что означает «тропа цветов». Подиум, как модное явление получил широкое распространение в середине ХХ века, когда стали появляться первый крупные модные дома в Париже, Милане и Лондоне.
Появление подиума внесло кардинальное изменение в мир моды: он открывал дополнительные возможности для дизайнеров демонстрировать свои работы, расширять круг клиентов и доносить свои сообщения для общества.
Появление подиума, как элемента, положило начало новой культуре. Теперь, получая приглашение на модный показ, зрители вовлекались в интерактив между дизайнером и определенным образом не только в одежде, но и в личных ценностях, поведении, культуре. Говоря современным языком, у каждого кутюрье своя целевая аудитория.
Главный процесс подиумной коммуникации — это взаимодействие, в основе которого лежат разные цели и задачи. Зритель, приходя на модный показ, хочет получить великолепное зрелище. Для него остается за кадром сам, подчас долгий и изматывающий, процесс подготовки.
Дизайнер, организаторы, модели находятся по другую сторону. таким образом, возникает диалог.
Одним из непременных атрибутов модного показа является музыкальное сопровождение. Кстати, первым использовал музыку на показе Пако Раббан в 1964 г. До этого момента показы проходили только под объявления названия или номера костюмов.
В наши дни организаторы не жалеют средств на музыку, антураж и световое сопровождение. Показы часто повторяются из сезона в сезон, поэтому приходится постановщикам каждый раз искать “изюминку”.
Справедливо заметить, что подиумы становятся все более замысловатыми. Конструкции в виде лестницы, вращающиеся, подвесные, подвижные — да уж, моделям не позавидуешь.
Настоящим мастером и выдумщиком был, пожалуй Карл Лагерфельд. Показы модного дома Chanel проходили в особняках, в филармонии, в метро, на корабле и даже в…супермаркете.
Можно долго спорить о роли fashion-индустрии в нашей жизни, но тот факт, что мода оказывает большое влияние на мировую экономику, современное общество и окружающую среду, становится все очевиднее.