Из треша в фэшн! Конкурс молодых апсайкл дизайнеров

Клуб устойчивой моды howtobedesigner представил свой экологичный конкурс для дизайнеров одежды. Конкурс был организован при поддержке фонда «Второе дыхание» и проходил на площадках Петербурга и Москвы.


howtobedesigner – образовательный клуб устойчивой моды и комьюнити дизайнеров и менеджеров экологичных проектов Fashion индустрии. Участники клуба учатся создавать модные апсайклинг продукты и модели из экологичных материалов, запускают и продвигают собственные бренды, коллаборируют, участвуют в мероприятиях, находят друзей и развиваются вместе с комьюнити.

Предварительный этап

Весной при поддержке клуба прошел первый в России апсайклинг конкурс для молодых дизайнеров – #изтрешавфэшн! Эта инициатива – ответ на существующую проблему загрязнения окружающей среды модной индустрией. Уже давно выявлено, что уже произведенной на сегодняшний день одежды хватит на то, чтобы одеть всё население планеты на несколько лет вперед. Вместе с тем, углеродный след от текстильной промышленности превышает вред от морских и авиаперевозок вместе взятых. Идея конкурса – уход от парадигмы «ненужное – выбросить». То, что мы сегодня называем трэшем, ака мусором, может запросто стать фэшн, то есть модной и красивой вещью!

Конкурс был организован совместно с фондом «Второе Дыхание». На данный момент это крупнейшая некоммерческая организация в России. Фонд занимается сбором, сортировкой, перераспределением и переработкой одежды на любой стадии её жизни. Вместе с заявкой участники отправляли эскиз изделия или образа, который хотелось бы воплотить в технике апсайклинг (англ. upcycling). Перед участниками стояла задача показать в эскизе свое видение проблематики вторичного использования одежды.

«Раньше я как будто была воином-одиночкой. Я сражалась с непониманием друзей и родных, с насмешками тех, кто в меня не верил. И вдруг увидела объявление о наборе целой армии таких же, как ты – абсолютно разных, несомненно интересных и талантливых ребят, которые понимают о чем это и почему и которым интересно как это сделать. Это огромный прилив смелости и уверенности во всем, что ты делаешь»

Мария Минасян, участница конкурса

Создание апсайклинг коллекции

И вот, 25 молодых дизайнеров решили на 3 месяца погрузиться в мир экологичной моды! На первом этапе конкурса участники представили свой экомерч для мультиплатформенной медиакомпании «ТОК». Изделия были выполнены из вторичного материала – вещей из фонда «Второе Дыхание».

Молодый дизайнеры использовали различные апсайклинг техники. Например, пэчворк, кастомизацию или деконструкцию. В результате каждый участник конкурса создал по 3 изделия: футболку, рубашку, поясную сумку, защитную маску или чехол для паспорта.

Последний, по словам многих творцов, стал самым большим вызовом в рамках задания. Изделия получились действительно уникальными – у каждого была своя дизайнерская метка. Так участники смогли почувствовать значимость своего дела, а будущие владельцы экомерча будут знать, кем он созданы. Фонд «Второе Дыхание» предоставил все необходимые материалы, а также оборудование и мастерскую.

«Понравилась возможность работы в мастерской и сама мастерская. Я даже не знала, что такая есть, и сколько активностей там происходит!»

Лена Кант

Итогом стала капсульная коллекция, созданная полностью из вторичных материалов. К слову, модели этой коллекции можно приобрести уже сейчас. Собранные средства будут направлены на развитие мастерской фонда «Второе Дыхание», где вещи приобретают вторую жизнь в умелых руках дизайнеров.

Главный этап конкурса – воплощение придуманного ранее образа в жизнь. Никаких ограничений и полная свобода творчества. Итоговый продукт должен был получиться носибельным и выполнен в технике апсайклинг!

На этом пути участников поддерживали менторы – российские экофешн бренды PLASTICDOOM, NAOMAKES, dvepalkikolbasi. На всем этапе создания коллекций менторы проводили лекции и мастер-классы в онлайн и оффлайн форматах, делились различными лайфхаками, отсматривали эскизы моделей и помогали их доработать. Я читала лекции по ДНК и маркетингу эко-фэшн бренда. А каждые две недели в течение всего конкурса встречалась с участниками и консультировала их по вопросам становления бренда, конкурсных луков, техникам работы и пошива.

«Каждая вещь диктовала свою переделку и превращение в грамотный предмет или аксессуар. То, что на конечном этапе нас постоянно консультировали, дало мощный толчок к осмыслению сделанного и приведению изделия в законченный образ».

Виктория Евстратова, участница конкурса

Финальный показ коллекций

Завершился конкурс грандиозно. Финальным этапом стал модный показ, прошедший 16 мая на МКММ (Международном Конкурсе Молодых Модельеров). Свои работы представили 9 финалистов конкурса. А также амбассадор клуба howtobedesigner Настя Калигер и ментор конкурса Dvepalkikolbasi. На показе финалисты конкурса не только продемонстрировали свои работы. Участникам заслуженно досталась своя минута славы. Ребята попали в репортаж от телеканала «Пятница!» (смотрите, начиная с 7:30).

Показом всё не ограничилось. Участники конкурса совместно с апсайкл-художником Сергеем Кожуховским сотворили специальную инсталляцию. Художественным объектом смогли насладиться все посетители МКММ. На баннере каждый дизайнер оставил свое сообщение – что значит для него апсайклинг. Модели в созданных участниками образах ходили рядом и привлекали дополнительное внимание к инсталляции.

На показе были объявлены результаты конкурса #изтрэшавфэшн, которых участники ждали с нетерпением. Творения оценивались жюри по критериям «креативность и новизна в воплощении», «использование вторичных материалов», «использование техники апсайклинг», а также «конструкция изделий и аккуратность».

«Пока мы защищали наши проекты, я нашла для себя много новых смыслов. Я рада познакомиться с коллегами, увидеть становление апсайклинг дизайнеров и зарождение новых брендов»

Настя Абакумова, участница конкурса

Победительницами конкурса стали Мария Минасян и Ксения Ежова, бренд INDIVIZUAL. Их ждёт поездка на производство и коллаборация с брендом Dvepalkikolbasi. Свои лучшие работы они разместили на площадках клуба howtobedesigner и инфо-площадках партнеров.

«В конкурсе такого масштаба мы участвовали впервые. После такого мы точно не будем прежними. Само ощущение масштаба и уровня организации дало нам отличный толчок для роста, веры в свои силы и вдохновения. Даже не верится, что все закончилось. Хотя нет, не так! ТЕПЕРЬ ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ».

Бренд INDIVIZUAL

Второе место заняла Оксана Орехова, бренд PEREVARUE. Она получила 3 метра эко-материала Tyvek®️DuPont от компании-партнера Printrade, официального дистрибьютора материала в России.

Оксана Орехова: Когда я подавала заявку на конкурс, у меня уже было желание шить в технике апсайклинг, но не было понимания и идей, как это делать красиво. Я не видела вектора развития в этом направлении. В процессе конкурса нарисовала концепцию своего бренда, придумала его название, узнала изнанку работы некоторых брендов. Понравилось, что внутри не чувствовалась конкуренция, все были готовы друг другу помочь. От организаторов всегда чувствовалась поддержка, причем это общение было на равных, как с профессионалом. От этого вдохновляешься, чувствуешь, что ты тут не просто тряпочки сшиваешь, а занимаешься важным делом.

Для многих участников главной была не победа, а участие.

Настя Давыдова: Для меня это не стало конкурсом. Это было (и остается) дружеской встречей единомышленников. Это было так лампово и круто! Каждые встречи, даже онлайн, морально согревали меня. Конкурс дал мне очень многое: сообщество людей, близких по духу, расширение моих границ. То, о чем раньше я бы даже не подумала, сейчас становится реальностью. Я поверила в себя, что я могу творить как дизайнер.

Участники рассказали и о том, чему они научились за время участия в проекте.

Лена Кант: Я научилась осознанному подходу к апсайклу вещей. Для меня это теперь не просто новые вещи из старых, а вещи, наделенные смыслом. Увидела свой потенциал, составила план действи.

Глеб Панов: До участия в конкурсе я делал одежду, продавал, радовался жизни. Но! Я научился работать с красками, белизной, контуром и выкройками. Мне понравилось делать новое, создавать, придумывать.
Каждый участник вынес из конкурса что-то свое. Для кого-то апсайклинг останется хобби. А кто-то смог найти свой путь и сформировать пошаговый план на пути к мечте. Одно точно – все мы увидели уникальные взгляды на процесс апсайклинга, познакомились с талантливыми молодыми дизайнерами и расширили наш круг единомышленников.

Виктория Терра

Эксперт Экоустойчивой Моды, Дизайнер

Основатель и лидер 1-ой в России платформы Осознанной моды и экодизайна Howtobedesigner, руководитель направления «Fashion индустрия» RBEN, дизайнер бренда Viterra fashion

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76