Что с современным искусством и почему оно такое

Почему это так странно выглядит? Почему это такое странное? Разве это красиво? Я бы тоже так мог сделать — так сегодня говорят большинство людей о современном искусстве. Действительно, за последнее столетие мир искусства настолько сильно перевернулся, что уже большинство не поспевает за новыми тенденциями и просто не понимает, почему ромбики и квадраты продаются за миллионы, а живописные пейзажи намного дешевле.


Если мы попробуем сформулировать понятие искусства, то вполне адекватным определением будет “Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах”. Так или иначе, любое творчество является творением человеческой души, на которой отражаются те или иные временные рамки и происходящие события в период его создания. А значит, вполне верным решением будет обратиться к истории, чтобы понять, какие же факторы повлияли на то, каким стало сегодняшнее искусство.

До двадцатого века достаточно однообразные движения в искусстве были просты — одни вытекали из других и разобраться в них, определить стиль было достаточно легко. Но в 20 веке происходит самый настоящий взрыв всех этих стилей, образуя запутанный клубок направлений, в котором, казалось бы, уже нет совершенно никакой связи. Главным феноменом в искусстве двадцатого века становится разрушение установки о том, что художник должен передавать натуру такой, какая она есть, ведь для этого появляются фотография, кино и другие технические средства. Благодаря этому художники получают право говорить “Я так вижу”, и вот уже спустя 10 лет мы видим совершенно другой стиль с не реалистичными чертами в работах известного Пабло Пикассо.

Фото: newpaintart.ru

Меняется не только восприятие сюжета искусства, но и материалы — появляется техника коллажей, где из разных материалов тканей, красок, вырезок и других предметов создается картина или скульптура. Искусство полностью освобождается от сюжетов, оставляя их кинематографу. Теперь художник или скульптор может творить абстрактно, когда по сути ничего не изображено или изображено в очень непривычном виде, но с помощью названий или красок мы понимаем о чем это творение нам говорит.

Привычная красота искусства начинает исчезать, но и понятия о красоте сильно меняются из-за первой мировой войны, которая наложила огромный след на искусство во всех сферах. Война показывает, как люди превращаются в животных — нескладных, живущих и движимых одними низменными инстинктами выживания, заставляющих делать ужасные вещи — здесь тяжело говорить о привычных кареотидах и атлантах, о мирных пейзажах, ведь в душе общества больше нет покоя и не будет еще много лет.

Картины Отто Дикса из серии “Война” (1923-1924)

В этот же период с появлением технологий многие художники становятся большими поклонниками машин, романтизируя их, мечтая об управлении людьми через машины — отсюда появляется такое направление, как “футуризм” — от английского слова “Future” — будущее. Теперь любая вещь может стать искусством, если так решит художник. Он может просто взять какой-либо предмет, пускай даже не который он сделал сам, и сделать его искусством, потому что он выбрал его, увидел в нем что-то, о чем захотел нам сказать. Именно на этом сегодня основывается сегодня теория искусства — это то, что считает искусством автор и еще хотя бы один человек. Поэтому если ваша мама назвала ваш детский рисунок шедевром и вам самим он нравится — можете открывать свою галерею искусства.

Во взрыве направлений двадцатого века появляется дадаизм — авангардистское течение, в котором преобладает абсурд, странные сочетания идей и предметов. Художники отрицают все каноны и какую-либо реальность, имея политический окрас.

«Адольф — сверхчеловек». Джон Хартфилд, Германия, 1932

В искусстве пропадает деление на высокое и низкое, на сферу музейного и обычного — все смешивается, образуя совершенно новый и непривычный для нас тандем под названием “поп-арт” — доступное искусство. Оно создается из массовых предметов и понятно зрителю. Посетителям галерей больше не нужно искать смысл перед картиной — он видит и сразу понимает ее. Поп-арт работает с узнаваемыми массовыми вещами, оно легкое, современное и быстрое.

Плачущая девушка — Рой Лихтенштейн 1964 

Но не все художники стремятся к простоте и обыденности. Некоторые, наоборот, стремятся к некоему философскому осмыслению мира, но при этом работают с современными материалами мира и его средствами. Например, создают искусство из света ламп, или из однотонной краски на холсте, передавая эмоции и чувства через определенный образ просмотра.

Марк Ротко (1903–1970) — Капелла в университете Святого Фомы

Придается значение и методу создания произведений. Чем наносится краска, на какой материал. Например, как в произведении Ив Клийна “Антропометрии”, где краска наносится телами натурщиц под оркестровую музыку и перед зрителями — народ нужно было удивлять, а этот метод работал на ура.

Ив Кляйн (1928-1962) Антропометрии (1960-1962)

К середине двадцатого века люди уже насыщаются и не боятся цитировать старые произведения в своем видении и представлении, с помощью новых технологий и образов, в формате фото, видео, 3D печати и других технических средств. Сочетая старое и новое, они дают жизнь забытым произведениям искусства, поднимают вопросы изменений поколений, высмеивают современное общество.

Сегодня художники не боятся говорить своим творчеством, не боятся зарабатывать им деньги, они не стесняются своей индивидуальности и даже соревнуются в ней. Современное искусство вскрывает болевые точки общества, в нем есть место прекрасному и высокому, гуманному и жестокому. Сегодняшнее искусство, каким бы странным нам оно не казалось, отражает сегодняшних нас, оно является нами. Никто не обязан любить и понимать то, что создают художники, но наблюдать за развитием нашего общества, за развитием нашего искусства — это интересно и важно для понимания более полной картины нашего мира.

Комментарии
Екатерина Яновская
Екатерина Яновская

АВТОР

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: CAREER@DESIGNERSFROMRUSSIA.RU

Мы в сети

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru