В последние годы искусство переживает сдвиг, который уже невозможно не замечать: зритель больше не хочет быть просто зрителем. Он требует участия, вовлеченности, диалога. Именно поэтому иммерсивность становится ключевым трендом в визуальной культуре, а границы между «автором» и «публикой» стираются.
Согласитесь, иммерсивность — это уже не так уж и ново для нас: мы уже побывали и на театральных постановках, на квестах, даже кафе и рестораны переняли данную тенденцию и успешно внедряют на повседневной основе. Еще в XVIII веке рухнула так называемая «четвертая стена» — условная граница между художественным миром и зрителем. Тогда в театре начали появляться приемы прямого обращения к залу, в литературе — рассказы, в которых голос автора ведет диалог с читателем. Некий “первый треск стены”. Но сегодня с появлением цифровых технологий она обваливается окончательно…
Парадокс: чем больше инноваций вокруг нас, тем больше стремления к авторству и подлинности. Нейросети могут сгенерировать портрет за секунды, однако мы начинаем ценить не только формы или технику, а смыслы. ИИ, виртуальная реальность, дополненная реальность, датчики, реагирующие на движения и биоритмы — все это создает новые уровни воздействия: живые, гибкие, чувствительные. Технологии уже не только равно технологии, это вовлеченность. Про доверие между автором и зрителем. Про готовность художника отдать часть контроля и впустить зрителя в сердце высказывания. Замечали, мы все чаще говорим не о произведении, а об “опыте” искусства? Вот она новая духовность цифровой эпохи.
Если хочется конкретных примеров, советую познакомиться с проектами Ryoji Ikeda, TeamLab, Refik Anadol и Random International.


Refik Anadol работает с нейросетями и данными мозга, превращая подсознание в абстрактные визуальные потоки.
TeamLab создают цифровые движущиеся выставки, в которых зритель становится частью нового мира.


teamlab.art
Иммерсивность не требует от зрителя специальных знаний — присутствия достаточно. Именно это делает ее такой привлекательной и уникальной по эмоциям для каждого. А что ждет искусство через год? Через пять лет? Через двадцать? Можно только попробовать представить.
Если XXI век знаменовал собой межжанровость, то будущее возможно в межличностном и коллективном. Не зря же последние несколько лет столь актуальны коллаборации, комьюнити. Это все об объединении. Уже сейчас искусство не концентрируется только в галереях, ярмарках и выставках, оно проявляется в одежде, растворяется в городах, в архитектуре, в повседневной рутине.
Впереди уход от авторства в привычном смысле. Произведения, которые развиваются как живой организм, созданные группами людей в симбиозе с ИИ. С помощью нейротехнологий уже научились управлять цифровыми объектами силой и реакцией мысли. Представьте, пространство, которое реагирует на эмоции зрителя в реальном времени и перестраивает всю экспозицию под индивидуальный опыт. И кто здесь теперь автор?
Художник будущего — это медиатор. Его задача не только создавать, но и помогать проживать, сопровождать, открывать новый чувственный опыт. Конечно никто не говорит, что искусство в традиционном плане перестанет существовать. Отнюдь! Оно станет еще более ценным, как и любой ручной труд.