Коллекционирование и инвестиции в искусство — это высокий уровень престижа. Крупные компании создают собственные корпоративные коллекции, а какие миссии и цели они преследуют этим, я решила разузнать у искусствоведа, арт-дилера и арт-консультанта, Галы Матвеевой-Финкильштейн.
Гала, поведай, зачем бизнесу искусство? В чем тонкость корпоративного коллекционирования?
В отличие от личных коллекций, корпоративное искусство принадлежит самой компании и может быть распределено по различным офисам или храниться в специальном месте или хранилище. Оно отражает ценности компании, может быть своего рода историческим исследованием и развивающимся художественным движением.
«Некоторые компании видят в этом некую миссию»
То есть это в большей степени статус или все таки инвестиционная привлекательность?
Здесь нет союза “или” скорее, каждая компания преследует собственную цель. Во-первых, это придает престиж компании. Инвестирование может помочь компании укрепить свое имидж перед обществом. Кроме того, некоторые компании видят в этом некую миссию, а для других — произведения искусства могут быть наследственными от прежних владельцев или стать просто декором для офиса.
Ты можешь рассказать о первоистоках? И какие стадии коллекционирование перенесло со временем?
Корпоративные коллекции сильно эволюционировали. Вначале они были ориентированы на инвестиции, но с течением времени стали инструментами повышения удовлетворенности сотрудников и участия общества.
История коллекционирования банкирами началась с семейства флорентийцев Медичи, которые использовали работы таких авторов, как Микеланджело, Донателло и Боттичелли, для решения политических, экономических и социальных вопросов. Они оплачивали лояльность важных для них фигур произведениями великих художников. Первая специальная банковская коллекция появилась в Сиене, в банке Monte dei Paschi di Siena, основанном в 1472 году. Она насчитывает более 30 000 произведений и была создана для придания блеска и репутации банку.
А когда вектор коллекционирования сместился? И какие причины этому способствовали?
Компании начали использовать искусство, как часть своих стратегий по связям с общественностью. Эти тенденции в плане истории прослеживаются в 1960-х и 1970-х годах. Они поняли, что коллекции произведений искусства могут быть не только инвестициями, но и способом создания позитивной офисной культуры, мотивации сотрудников и поднятия настроения. Компании стали инвестировать в искусство, которое находит отклик у сотрудников, и создавать программы для поддержки художников-резидентов.
То есть, по факту, искусство переросло в способ управления командой и создания корпоративной культуры, сильного профессионального комьюнити и, как следствие, усиление позиции самого бренда?
Присутствие искусства в рабочем пространстве компании имеет несколько преимуществ. Во-первых, оно создает вдохновляющую и креативную атмосферу, которая может способствовать повышению продуктивности сотрудников.
Кроме того, искусство может быть использовано для украшения и оформления офиса, что создает приятную и гостеприимную атмосферу для сотрудников и посетителей. Также это точка фокуса для коммуникации и обсуждений, способствующего взаимодействию и обмену идеями. Искусство способствует легитимности компании, улучшает моральный дух сотрудников, повышает имидж и не забывай о поддержке начинающих художников. Это может принести долгосрочную финансовую отдачу.
Можем теперь пройтись по конкретике? Назови несколько активных компаний, инвестирующих в искусство по тем или иным причинам.
Их по-настоящему большое количество. Если говорить о международном опыте, то Samsung обладает обширной коллекцией произведений. Собранная покойным председателем правления, Ли Кон Хи, она останется в Южной Корее. Коллекция стоимостью до 2,7 миллиарда долларов. Более 20 000 традиционных корейских произведений искусства будут переданы в дар Национальному музею Кореи, а Национальный музей современного искусства получит более 1200 современных произведений искусства, включая работы европейских мастеров. Представители музея назвали это «пожертвованием века».
Другой пример — компания BMW. Она всегда уделяла приоритетное внимание своим сотрудникам, предлагая такие инициативы, как создание галереи произведений искусства сотрудников и сотрудничество с местными культурными учреждениями. BMW Group начала свое участие в культурной сфере, поручив известному художнику Герхарду Рихтеру создать три крупномасштабные картины для своей штаб-квартиры в Мюнхене в 1971 году. В 1975 году французский автогонщик Эрве Пулен и директор BMW Motorsport Йохен Неерпаш в сотрудничестве с художником Александром Колдером создали первый арт-кар BMW, что привело к последующему сотрудничеству с художниками со всего мира для создания уникальных «катящихся скульптур», сочетающих в себе автоспорт, дизайн, искусство и технологии.
Не могу не упомянуть коллекцию Bank of America. Она известна, как одна из крупнейших и наиболее впечатляющих коллекций произведений искусства в мире. Основное внимание уделяется современному искусству, которое демонстрирует разнообразие художественного выражения как в Америке, так и за рубежом. Коллекция, состоящая примерно из 60 000 предметов, выставлена в публичных галереях, принадлежащих банку, а также в его корпоративных офисах.
Если более бегло, то такие широкоизвестные Coca-Cola, Pfizer, Mercedes-Benz, Ford, British Airways, Louis Vuitton и многие другие имеют свои обширные коллекции.
А что касательно российского опыта?
В отечественных компаниях изобразительное искусство любят не меньше.
Корпоративные коллекции стали возникать в России в начале 1990-х. Бизнес-структуры новой России работали в условиях, когда наличие корпоративной коллекции могло произвести благоприятное впечатление на партнеров, в первую очередь зарубежных. Это позволяло инвестировать деньги в альтернативный вид активов, а кроме того, просто радовало владельцев корпораций, многие из которых были искренне увлечены собирательством.
А если пройтись по “именам”? Если по именам, то Газпромбанк. Это новаторская корпоративная коллекция, в которой представлено исключительно российское искусство с 1990-х годов по настоящее время. Эпоха преобразований, глубокие социальные и экономические изменения. На данный момент в собрании более 1000 единиц, а работы выставляются по всему миру. Также коллекция вошла в список 80 лучших корпоративных собраний мира Global Corporate Collections, а сам Газпромбанк стал членом Международной ассоциации корпоративных коллекционеров современного искусства.
СДМ-банк специализируется на русском реализме. В коллекции находятся произведения советских художников с 1953 года по наше время. Первые полотна были приобретены основателями банка с целью сделать рабочую атмосферу в компании более теплой и уютной. На данный момент в коллекции более 600 произведений.
«Музей Лужников» был создан в 1957 году сразу после Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В коллекции — более 5,5 тыс. предметов. Помимо истории спортивной борьбы и побед, музей дает прекрасную возможность увидеть изменение моды на спортивные призы, тенденции, которые были актуальны для дизайна в этой сфере.
Челябинский трубопрокатный завод. Сегодня их коллекция насчитывает свыше 450 живописных полотен и графических работ художников 1920–1980-х годов. При составлении собрания, особое внимание уделялось сюжетам, где тема металлургии отражена наиболее полно и разносторонне.
Лично у меня сложилось впечатление, что не так много компаний в России вкладывается в искусство. Почему?
Причинами такой низкой вовлеченности могут быть относительно небольшой возраст бизнеса как такового или отсутствие налоговых льгот. Например, в Европе существует закон, позволяющий компаниям вычитать сумму, уплаченную за оригинальную работу живого художника, из оборота компании.
Гала, спасибо тебе за такое развернутое интервью! В завершении давай ответим на такой вопрос, который возможно подтолкнет наш бизнес начать активнее взаимодействовать с искусством на уровне коллекционирования: если компания все же решает инвестировать в собственное собрание, с чего следует начать?
Если ваша компания приняла решение инвестировать в собственное собрание, то уже на этапе планирования следует определиться с самым важным — какое именно искусство вы будете собирать. Это может быть определенный жанр, период, школа, тематика произведений или конкретные художники. Корпоративная коллекция, в отличие от частной, обычно выражает определенную идею и формируется в соответствии с концепцией.