Женщины в науке: «Наука для меня — это призвание»

О социальных и бизнес-проектах, педагогике, государственных экзаменах и развитии науки.


В рамках проекта «Колба» глава национального отделения «Женщины атомной отрасли» — Евгения Еньшина обсуждает актуальные вопросы в сфере науки и технологий с женщинами-учеными. В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась:

Татьяна Хисматуллина — кандидат педагогических наук, магистр физико-математического образования, основатель и руководитель образовательного центра «Высший балл», лауреат премии «Колба -2023», номинация «Креативное предпринимательство»

Женщины в науке: «Наука для меня — это призвание»
Фото предоставлено героиней

Для вас наука – это призвание или профессия?

Все началось с курсовой работы на третьем курсе. Мне попался сильный и любящий свое дело научный руководитель, сейчас ректор нашего университета, именно она увлекала меня в науку. Я занималась методикой обучения математики, по этому направлению и получила кандидата педагогических наук. Курсовая работа вылилась в еще одну курсовую, затем в дипломную бакалаврскую и магистерскую работы и, в конечном итоге, в кандидатскую диссертацию. Кроме этого, я вела активную научную работу по другим смежным областям, например, в сфере инженерии. Наверное, поэтому получила второе высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте». Наука для меня — это призвание.

У вас широкий профессиональный вектор, как вы думаете, с чем это связано?

Женщины в науке: «Наука для меня — это призвание»
Фото предоставлено героиней

Я всегда была разносторонним человеком, это проявлялось с детства. Мне нравилось пробовать что-то новое. Я всегда искала «свое». По итогу, в профессиональной деятельности я остановилась на педагогике, люблю работать с детьми. Я поняла это, первый раз приехав работать вожатой в  детский лагерь. И я люблю математику, точные науки. Вот так математика переплелась с педагогикой.

Может быть, скажу пафосно, но талантливый человек талантлив во всем или во многом.  Когда человек занимается наукой, то невозможно это делать нон-стопом в одной области, так или иначе ты обращаешься к смежным дисциплинам, наукам, истории. Ученый однозначно занимается междисциплинарными вещами и разнопланово подходит к делу, чтобы более объективно изучить вопрос с дальнейшим описанием своей идеи, научных экспериментов.

Согласна. Ученый – человек большой глубины. Вы – основатель и руководитель образовательного центра «Высший балл». Какова цель, миссии, задачи? Почему пришла такая идея?

Это не единственный мой бизнес-проект. Я стала реализовывать свои первые бизнес-идеи в отпуске по уходу за ребенком. Начала с рукоделия, люблю творить руками и душой. Еще пробовала другие направления: развивающие книги для детей, подарочные боксы, но остановилась на создании украшений из камней и минералов. Сейчас у меня есть успешный онлайн-магазин. Делом нужно гореть, но так сложилось, что я не заболела этим. Педагогика и математика – моя страсть. Выйдя из отпуска, я захотела помогать детям – устранять проблемы, возникающие в школе при изучении математики.

Сначала работала репетитором, спрос рос. Я начала открывать очные группы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике. Так и получил развитие мой центр. Сейчас в нем уже несколько направлений, и я работаю не одна. У нас есть каллиграфия, скорочтение, подготовка к школе, русский язык. Детей мы обучаем с дошкольного возраста вплоть до 11 класса. Иногда к нам обращаются студенты. Но самая главная моя гордость –  это социальные направления работы. Мы ведем социальные проекты. В прошлом году выиграли грант губернатора и департамента образования ЕАО на создание Инженерного школьного сообщества.

У нас в области острая нехватка инженеров и специалистов технических специальностей. Ребятам сложно осваивать точные науки, чтобы потом работать в этой сфере. Поэтому мы приглашали разных специалистов, инженеров из различных областей, проводили мастер-классы, опыты, эксперименты, чтобы это были не сухие лекции, а живые практико-ориентированные встречи. Проект был запланирован на пол года, но мы продлили его еще на год. Результаты колоссальные. Большинство ребят, вступивших в сообщество, сделали свой выбор в пользу инженерии. Мы надеемся, они вернутся к нам в область для дальнейшего трудоустройства. Но даже если не вернуться – стране тоже нужны инженеры.

Сейчас мы реализуем Проектную математическую лабораторию для старшеклассников, где создаются математические проекты и представляются на конференциях различного уровня. Участники Лаборатории занимают призовые места. Мы развиваем их публикационную активность, прививаем любовь к науке.

В августе 2024 г. мы запускаем еще один социальный проект – «Профориентационная мастерская» для дошкольников.

Летом прошлого года я реализовала еще один сезонный бизнес-проект в области агро-туризма – это «Соломенный парк по мотивам сказок», который был обустроен на территории Парка культуры и отдыха. Здесь были ростовые фигуры персонажей сказок высотой 2-5 метров (Колобок, курочка Ряба, медведь, три поросенка, Царевна-лягушка, дед, заяц и др.). Мы проводили мастер-классы для детей и взрослых. Были обустроены различные интерактивные игровые площадки. Этот парк стал прекрасным местом для семейного отдыха. За счет данного проекта мы внесли небольшой вклад в развитие внутреннего туризма в нашем регионе.

На данный момент у меня много идей в развитии социального предпринимательства – от профориентации детей и взрослых до сферы туризма.

Женщины в науке: «Наука для меня — это призвание»
Фото предоставлено героиней

Ваш центр закрывает всероссийскую проблему сдачи ОГЭ И ЕГЭ, но не кажется ли вам, что именно школа должна обеспечить детей нужными знаниями для сдачи экзаменов?

Если мы говорим про профильную математику, то в ЕГЭ есть типы заданий, которые поверхностно заложены в школьную программу, например, экономические задачи – их просто нет в школьном курсе. Дополнительные консультации проводятся не всегда на регулярной основе. На них преподаватели стараются разобрать первую часть экзаменационной работы, без которой невозможно хорошо сдать экзамен, на вторую часть не хватает времени. Поэтому большинство ребят обращаются к репетиторам за разъяснениями. Кроме того, количество детей в классе слишком велико, кто-то усвоил, кто-то не успел, у каждого ребенка скорость восприятия информации разная. Учитель не может на одной теме задерживаться долго, он идет по программе дальше. И, конечно же, нехватка кадров. У одного педагога может быть слишком большая нагрузка, он попросту не успевает проводить дополнительные занятия с детьми. И не будем забывать о бумажной работе у преподавателей. Зачастую после аудиторной работы, учитель занимается составлением отчетов и т.п.

Давайте представим, что у вас есть возможность что-то изменить в школьной программе, чтобы бы вы сделали?

Я об этом часто думаю. Я не за отмену ОГЭ и ЕГЭ. Вижу очевидные плюсы в действующей форме экзаменов. Для ребенка двойной стресс сдавать сначала экзамены в школе, а потом при поступлении в вуз. А если выпускник захочет подать документы в несколько учебных заведений, то ему придется сдавать вступительные экзамены в каждом из них. А ребятам из отдаленных уголков нашей страны? У кого-то из них нет финансовой возможности выезжать в другой регион для сдачи экзаменов. Но я за изменения в структуре ОГЭ и ЕГЭ. Считаю, что по профильной математике нужно добавить время на выполнение всех заданий: четыре часа – недостаточно, чтобы решить все задания, на «подумать» просто не хватает времени.

Не слишком ли большая нагрузка при ОГЭ и ЕГЭ на ребенка в плане мозговой деятельности нон-стопом?

Нужно либо разбивать проведение экзамена на два этапа в разные дни, либо уменьшать количество заданий. На мой взгляд, количество заданий определенно не соответствует количеству отведенного времени. В прошлом году было 18 заданий, в этом году добавили еще одно. Задания из второй части объемные, решения нужны развернутые, оформление тоже должно соответствовать,  потому что его оценивают. Задача может быть правильно решена, но неправильно оформлена, и за это могут снять баллы, что в корне неверно. Мы же хотим вырастить не роботов, а кулибиных. Считаю, что экспертам стоит мягче оценивать оформление решений. Математик может решить все у себя в голове и записать только отдельные выводы. Главное, чтобы задача была решена верно, а каким путем – это уже второй вопрос. У каждой задачи есть как минимум два способа решения.

Вы педагог с большим бэкграундом. Какова роль современного педагога?

Женщины в науке: «Наука для меня — это призвание»
Фото предоставлено героиней

Прежде всего, это сопровождение ребенка в получении знаний, умений и навыков. Нужно думать о ребенке, его индивидуальных особенностях. Педагог должен чувствовать детей. Проблема школы – это большие классы. У одного ребенка работает наглядно-образное мышление, у другого – логическое и т.д. Нужно стараться учитывать все индивидуальные особенности детей, их желания, возможности и потребности. А самое главное – стать для учеников не только хорошим наставником, но еще и другом!

На что нужно обратить внимание региональным и федеральным органам для динамичного развития науки?

Во-первых, повысить заработную плату ученым и научным деятелям. Человек, занимающийся наукой с низкой оплатой труда, практически всегда ищет возможность дополнительного заработка. Он начинает распыляться и уходит от главного – науки. Во-вторых, помощь в приобретении собственного жилья. У нас в регионе действует программа для молодых ученых (кандидатов наук до 35 лет, докторов до 40 лет). Выдают жилищные сертификаты. Раньше это было возможным только в организациях, подведомственных РАН, сейчас ввели в вузах. Это хорошая мера поддержки – ученый замотивирован в своей деятельности еще больше. В-третьих, нужно развивать распространение информации об ученых. Публиковать о них как можно больше информации в регионах, стране. Часто о работе ученых умалчивается, нет определенного портрета ученого, нет престижа этой работы. Нужно популяризировать через радио, телевидение, СМИ, социальные сети и др.

Существует ли для вас женское лидерство? Если да, то дайте ему определение.

Женское лидерство заключается в том, чтобы стать примером возможного ― сначала для себя, потом для других. Осталось решить, что для вас возможно. А затем сделать первый шаг и продолжать идти. Первыми.

Евгения Еньшина

Колумнист

Глава национального отделения Женщины атомной отрасли международного движения WiN Global, основатель форума и премии Коlba для женщин в науке и технологиях

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76