Стиль под ключ — миф или реальность? Интервью с персональным стилистом

В эпоху моды без правил нам стало интересно, работает ли на практике идея «стиль под ключ». О том, насколько состоятельна концепция услуг персонального стилиста в таком личном вопросе, как стиль, а также о ключевых моментах и подводных камнях профессии мы побеседовали с Татьяной Котелевской  — консультантом в вопросах моды и стиля, модным стилистом из Москвы.


Интерес к моде в современную эпоху стал синонимом хорошего тона — жить без него можно, но последствия могут быть неприятными. Кроме того, культура потребления и обилие доступной информации оставляют нам мало шансов остаться в стороне. Ну а для тех, кто и выглядеть хочет актуально, и смотреть видео на Youtube про тренды осени и пропадать в Zara не желает, появились услуги персонального шоппинг-сопровождения и личных консультаций по стилю. Профессиональная помощь в модных вопросах — больше не удел звезд и очень богатых людей. Мода отправилась в народ, и стилисты последовали за ней. 

Смотреть пост

Татьяна, как изначально появилась профессия персонального стилиста для обычных, не звездных людей?

— На мой взгляд, доступность услуги на сегодняшний день в первую очередь напрямую связана с ростом количества выпускников школ стиля и имиджа. Все больше людей стали профессионально интересоваться модой, рынок начал развиваться, творческие люди увидели коммерческий потенциал в возможности работать напрямую с “живым” клиентом. Второй причиной можно назвать растущую заинтересованность обычных людей — в нашем случае клиентов — в моде и стиле. Интересно то, что зачастую это может происходить неосознанно: например, человеку очень хочется выглядеть как любимая актриса или телеведущая, но он точно не знает, как этого достичь. Также большое значение имеет объем информации в соцсетях на тему трендов, брендов и моды в целом. Людям хочется выглядеть хорошо — это рождает спрос на услугу.

Как стилист-шоппер определяет уровень удовлетворенности клиента, ведь услуга лежит в частной, и даже интимной плоскости, и не все люди напрямую выражают недовольство?

— Стилист-шоппер — это не просто человек, который ходит с вами по магазинам и стоит около примерочной. Профессия персонального стилиста подразумевает тонкое чутье и считывание с вас информации в процессе шоппинга. Даже если человек ничего не говорит плохого о предложенных ему позициях, с легкостью можно понять пришлась ли вещь по душе или нет, поскольку положительную реакцию и восторг от увиденного еще никому не удавалось сдержать. Особенно если во время шоппинга ты не просто сделал удачный выбор, а “попал в десяточку” с каким-то определенным комплектом.

Как можно найти баланс между пожеланиями клиента и творческим видением самого стилиста?

— Главный совет: не увлекаться! Да, именно держать себя в руках, а также слушать и слышать своего клиента. Понимать все его «болевые точки» и желания. Важно постоянно удерживать фокус на клиенте, при этом пропуская его запрос через фильтр своей экспертности. 

Человек, который готов к экспериментам, сам вам об этом скажет и покажет своим настроем. Но все же логику никто не отменял. При встрече с клиентом юристом или бухгалтером вы навряд ли удовлетворите его запросы через экстравагантный крой и экстремальный принт. Даже в повседневной жизни мы «тянем» нить своей профессии, это называется профессиональной деформацией — и ее необходимо учитывать. И наоборот, общаясь с дизайнером или художником, попробуйте заставить его надеть скучную бежево-черную базу простого кроя. Он ни за что не согласится.

Многим ли профессионалам удается избежать ошибки звездного стилиста Рейчел Зои и не начать одевать всех клиентов как себя? Как определить профпригодность стилиста?

— Не могу говорить за всех, но один момент хочу подчеркнуть. У каждого стилиста-шоппера есть свое видение моды и стиля, свои так называемые «примочки» и приемы. Это сравни написанию картины: один художник пишет широкими мазками, другой использует тонкую кисть. Конечно, пожелания клиента у профессионального стилиста всегда на первом месте. Но свой отпечаток мы оставляем так или иначе в образах каждого из своих клиентов.

Что касается определения профпригодности — советую смотреть работы и отзывы на специалиста, к которому вы хотели бы обратиться. В большинстве случаев именно работы расскажут о стилисте все. И тогда вы точно решите, ваш ли он.

Каков примерный процент успешных случаев, когда клиент действительно носит вещи, купленные стилистом, при том, что изначально это могла быть не совсем его эстетика?

— К сожалению, более-менее точной статистикой я не располагаю. Но как показывает личная практика, если при разборе гардероба была выброшена большая часть вещей, то у клиента просто не останется выбора, и ему нужно будет следовать рекомендациям, которые дал стилист. К тому же, человек не заинтересованный и быстро теряющий интерес все равно рано или поздно вернется к тому, от чего он хотел уйти, даже невзирая на долгую и кропотливую работу стилиста. Это данность. Поэтому в тандеме клиент-стилист, важное значение имеет совместная работа. Один осознанно отказывается от старого, второй осознанно предлагает новое.

Как Вы можете прокомментировать мнение о том, что персональные стилисты всего лишь продают клиентам возможность не делать выбор и не тратить на него силы и время ( некий «фаст фуд» в срезе персонального стиля)?

— И да, и нет. Главное учитывать, что делая выбор за клиента в магазине, мы предварительно проводим большую работу, чтобы узнать каков наш клиент, что он из себя представляет, чем живёт, какой  у него образ жизни, положение в обществе, статус. Непосредственно отправляясь в магазин, мы уже смотрим на все через призму интересов и личности нашего клиента. И бесспорно, услуга «персональный шоппинг» не была бы так популярна, если бы она не предлагала клиенту взамен самое ценное, что мы можем ему дать – время.

Мы ранее отметили, что клиенты активно интересуются модой. В чем же тогда заключается истинное мастерство персонального стилиста в эпоху фаст-фэшн марок, которые изначально создают новомодные и прекрасно скоординированные коллекции, и готовые лукбуки, удобные для потребителя?

— Истинное мастерство заключается в том, чтобы гармонично создать и лаконично выделить собственный стиль клиента. Я думаю, никто не захочет быть ходячей рекламой каталога H&M или Mango.

Стильэто постоянный поиск и эксперименты. Как профессионалу удается создать наброски личного стиля клиента за ограниченное количество времени шоппинг-сессии?

— Стиль — это то, что формировалось в вас на протяжении всей вашей жизни, но, возможно, не находило корректной интерпретации в формате одежды. Во время беседы с клиентом мы только слушаем — он сам повествует обо всем, он сам рассказывает свою историю. На основе услышанного стилист интерпретирует, какая это история: с примесью драмы или романтики, классика в чистом виде и так далее.

Стилист — это фильтр между клиентом и миром моды. Мы пропускаем через себя весь объем информации, штудируем новинки коллекций в поисках «сокровищ», и в процессе представляем клиенту квинтэссенцию всего самого лучшего и полезного. Это как на сайте любимого интернет-магазина: вы задаете параметры, а система сама делает подбор, просто отличие в том, что программа делает все «сухо» по заданному алгоритму, а стилист-шоппер более конкретно «задает» запрос и в конце концов находит именно вашу вещь в нужном цвете и фасоне.Стиль уже живет в вас, задача стилиста — найти правильные инструменты, чтобы выразить его.

Напоследок практическо-этический вопрос: может ли стилист отказаться от шоппинга в масс-маркете по этическим соображениям, или это невозможно в современных реалиях? Тренд на осознанное потребление набирает обороты.

— Масс-маркет — это огромный сегмент рынка, но на данный момент стилисту предоставлен большой спектр различного формата магазинов. Если не масс-маркет, то проверенный локальный шоу-рум или интернет-магазин, покупки за рубежом и т.д. Все-таки в данном вопросе стилист всегда должен учитывать финансовые возможности клиента.

Если Вы хотите задать Татьяне вопрос или заказать стилистическую услугу — пишите в Инстаграм: @image_by_tatiana.

Комментарии
Инна Шурышева
Инна Шурышева

Автор-стажер

По вопросам стажировки: career@designersfromrussia.ru

Мы в сети

Онлайн о моде России

По всем вопросам сотрудничества
пишите на почту:
hello@designersfromrussia.ru