Создаем портфолио мечты: почему стремление к перфекционизму бесполезно

Вспомните, что у вас вызывало «любовь с первого взгляда». Это может быть уютная кофейня, фото морского курорта или страница с работами организатора праздников. Что сделать, чтобы ваше портфолио вызывало у аудитории такие же эмоции? Если думаете, что для вау-эффекта надо иметь очень талантливые кейсы, то это прямой путь к выгоранию. Разберемся, как достигать подобного эффекта более экологично.


Более 100 лет назад американский физиолог Эдвард Ли Торндайк описал важнейший для дизайнеров эффект – эффект ореола. Это, пожалуй, один из самых мощных эффектов из тех, которые мы рассматривали в статьях. Он напрямую влияет на психоэмоциональное состояние дизайнера и часто является основным спусковым крючком для профессионального выгорания.

Дословно этот эффект можно описать как ошибку мышления, при которой первое впечатление от одной черты или характеристики формирует мнение о товаре, бренде или личности.

Создаем портфолио мечты: почему стремление к перфекционизму бесполезно
unsplash.com

Вспомните, как выглядит ваше портфолио. Поменялось ли ваше состояние, настроение? На позитивный эффект крупные и не очень компании тратят колоссальные деньги! Наверняка помните это клише – «любовь с первого взгляда». Мы как раз про это.

Данный эффект кормит огромные индустрии красоты, моды, маркетинга, архитектуры, промышленного дизайна и множество других. Миллионы дизайнеров и маркетологов ежедневно думают о том, как усилить визуальную привлекательность и уровень сервиса.

Понятной метафорой эффекта ореола может считаться фраза «театр начинается с вешалки». Первое впечатление о театре складывается исключительно из инфраструктурных решений, но отнюдь не из спектаклей!

Опытные дизайнеры стараются по максимуму использовать данный эффект. Казалось бы, зачем об исключительно промышленном дизайнере Луиджи Колани выпускают книгу-портфолио с удобной ручкой, встроенной прямо в книгу? Впервые получив эту книгу вы немедленно начинаете пользоваться ручкой и получать от этого удовольствие, и работы, представленные на страницах каталога, нравятся вам значительно больше. В крупных сетевых фастфудах в культ возведена чистота санитарных узлов, уборка там происходит каждые 15 минут! Теперь понимаете, почему это так?

Как этот эффект связан с выгоранием?

Дело в том, что далеко не каждый дизайн-проект является произведением искусства, бывают просто проходные работы и прочий фоновый дизайн-шум. У многих начинающих дизайнеров есть пунктик: «Хочу чтобы все мои работы были шедеврами, я же не такой, как все». Это первая ступень к выгоранию. Понятно, что хочется, и в целом нужно стремиться к идеалу, но некоторые задания для этого попросту не предназначены, их нужно делать шаблонно хорошо, но не гениально. Как правило, всего 5-10% работ на старте являются по-настоящему значимыми, которые можно добавить в портфолио. Именно поэтому молодым дизайнерам нужно держать в голове тезис: переход количества в качество. Много и интенсивно работайте, и через 1-2 года у вас будет весьма богатое портфолио. Но что же делать прямо сейчас?

Интересное наблюдение. Ученые выяснили: для того, чтобы понять, нравится ли веб-страница, пользователю достаточно всего 0,05 секунды. В силу этого имеет значение первое впечатление от человека или дизайна.

Таким образом, подумайте, что может создать вау-эффект в первые секунды знакомства с вашими работами. Ведь даже до середины портфолио потенциальный клиент может не долистать. Также можно протестировать эффект от первого впечатления на контрольной группе из числа друзей и знакомых.

В конце проведем очень простой эксперимент про контекст и первое впечатление. Представьте свою лучшую фотографию для сайта знакомств и для резюме в серьезную компанию. А теперь мысленно поменяйте их местами. Ну как?

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76