«Листок жизни» при участии RBEN начал разработку экологического стандарта для текстиля: Как это будет и кто сможет получить маркировку?

18 марта на площадке RBEN состоялась прямая трансляция со спикерами и экспертами в области экологии и индустрии моды. На повестке дня было обсуждение нового стандарта экомаркировки I типа «Листок жизни» (по всему жизненному циклу) для экотекстиля.

Внедрение стандарта, о котором я уже рассказывала ранее в Designers from Russia — это, не побоюсь того слова, историческое событие. За ним кроется немало сложностей, требующих решения. Я, как модератор данной инициативы и директор направления fashion-индустрии ассоциации RBEN, собрала участников и спикеров области за одним виртуальным столом — чтобы обсудить прошлое, настоящее и будущее проекта. А также — чтобы ответить на общественные вопросы.

Разберем, какие темы поднимались на онлайн-мероприятии, и как их прокомментировали.

Что такое стандартизация, какая она бывает и что происходит с отчетностью в мире fashion?

Оксана Орлова-Горская — эколог с 10-летним стажем: «Мода — это то, что касается каждого человека. Однажды я пришла к Вике [ко мне] с вопросом: как определить, действительно ли эко-бренд — такой уж эко, каким себя заявляет? Есть ли доказательства? И получила ответ — их нет. Тогда я предложила пойти в «Листок жизни» и запросить стандарт.

Запрос на экологичную моду растет, и игнорировать его недальновидно. Мы смотрим на отчеты, которые выпускают компании — например, МэлонФэшнГрупп. Они показали, что не только используют эко-материалы, но и работают по жизненному циклу изделия: это закупки, логистика и утилизация. А потому в данном стандарте мы также хотим учитывать все эти грани.

Экологичная грамотность потребителя растет. Ответить на его запрос качественно, квалифицированно поможет стандарт. В конце концов, модная индустрия не настолько грязная, как мы все решили из фильма “Реальная цена моды».

Что наблюдается сейчас со стороны производителей и лиц, принимающих решения в бизнесе по ориентированию на другую модель экономики?

Мария Жевлакова, коуч/консультант и эксперт в области Циклической экономики. С упором на экономику замкнутого цикла, экодизайн: «Я стала фанаткой замкнутого цикла, ядра устойчивого развития. Во многих уже имеющихся маркировках говорится о том, чтобы снизить негативное воздействие. Например, вместо десяти килограммов токсичных веществ использовать семь, пять или три. На мой взгляд, должна быть предпосылка не снизить негативное воздействие, а увеличить позитивное воздействие.

Я вижу проблему в том, что мало понимания и много скептицизма по поводу того, сколько здесь имеется возможностей для бизнеса. Это можно поменять с помощью стандарта».

Алексей Баженов, основатель Института развития моды Beinopen. С упором на объединение дизайнерского кластера и всех участников Модного рынка в эко-систему: «Работа со стандартом — сложный процесс и непростая задача, а также, по совместительству, — путь к 4-й промышленной революции, до которой Россия так и не дошла».

Что наблюдается на рынке? 

Тамара Руцкая, главный редактор Designers from Russia, с упором проблематику Фэшн отрасли со стороны СМИ и как потребитель: «Со стороны fashion-издания, текущие проблемы отрасли — это то, что большинство дизайнеров все еще не осознают, для чего им нужна информационная среда и публикации в медиа. Мы, по большей части, сами обращаемся к модным брендам с запросом на то, чтобы о них написать.

Если говорить об экологичной моде, то локальные дизайнеры «варятся» в своем ключе и не выходят за рамки производства, не заглядывает в сторону масштабирования.

Стандарты и нормы обязательно нужны, особенно если они будут распространяться и за пределами России. Мы, как инициаторы данного регламента, войдем в историю, а российские бренды обретут популярность».

Какие инициативы уже есть? Цели и Миссия Ассоциации Участников рынка ЭкоМоды.

Михаил Замарин, Президент Международной Ассоциации участников индустрии Эко Моды. Общественный уполномоченный по вопросам экологии г. Москвы. С фокусом на проблему влияния Фэшн отрасли на Экологию в целом: «За последние несколько лет я получил много запросов касательно fashion-индустрии в России: от маленьких и больших игроков рынка. С желанием, вопросами, предложениями и комментариями по поводу того, что можно сделать и как улучшить ситуацию.

Считаю, что мы сможем собрать экологически ответственных игроков. В России мало производителей экоматериалов, и мы хотим взять на себя всю цепочку поставок — так, чтобы эти производители нашлись, а мы им помогли».

Какие запросы по маркировке возникают?

Ксения Веселова, Ассистент кафедры материаловедения и товарной экспертизы РГУ им. А.Н. Косыгина. С фокусом на производителей материалов, рынка сырья отрасли: «Необходимо идти от сырья. Мы видим готовый продукт, но стандартов на сырье у нас нет. Получается, что производитель, выпускающий сырье, изначально не попадает под параметры — и, соответственно, конечный продукт тоже.

На данный момент в России идет прирост именно нашего сырья и, тем самым, рост материалов. Предпосылки к тому, что они будут биоразлагаемыми, тоже имеются».

Какие программы, инициативы запущены и уже действуют в России. Что не хватает бизнесу в регионах для работы с оборотом вторичной одежды-материалов? 

Александра Лавренко, фонд «Второе дыхание». С фокусом на работу с оборотом переработки одежды: «Наш фонд занимается переработкой и вторичным использованием одежды на любом цикле ее жизни. Стандарт поможет объединить усилия всех сторон: локальные бренды, апсайклинг дизайнеров, fashion-корпораций, таких организаций, как мы, социальных предпринимателей, предприятий по переработке текстиля.

Также хочется отметить, что важно работать и с участниками региональных городов (не только Москвы и Санкт-Петербурга), спрашивать их мнение и интересоваться их опытом — чтобы стандарт был максимально эффективным и применимым по всей России».

Какое понимание у потребителей в России есть про экомоду? Какие проблемы в стандартизации, запросы есть у клиентов. 

Полина Саитова, Движение Fashion Revolution. С фокусом на потребителей: «Социальная повестка тоже очень важна при создании подобной инициативы. Социальная часть — этичные оплата и условия труда, — к сожалению, в России пока проблематична. Взаимоотношения между людьми на всех этапах жизненного цикла продукта, равенство и прочие социальные аспекты также должны быть учтены в стандарте».

Также Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», подвела небольшой итог — что же такое маркировка 1-го типа и стандарт по жизненному циклу. В этом ей помогла Анна Попыванова, ведущий эксперт системы добровольной экосертификации «Листок жизни». Анна провела экскурс по наглядной презентации.

Евгения: «Решение приступить к разработке стандарта именно сейчас оказалось максимально своевременным. Интерес растет, и к нам обращаются потенциальные клиенты, уже готовые сертифицировать собственную продукцию. В мире есть много систем сертификации, но то, что собираемся предложить мы, — это наиболее подходящая инициатива, затрагивающая весь жизненный цикл.

Индустрия моды сильно формирует потребительские предпочтения. Пять-десять лет назад она активно стимулировала массовое потребление, fast fashion. Покупайте новое, выбрасывайте старое, покупайте еще! Эко-маркировка первого типа дает возможность поддерживать также просветительскую деятельность, формировать общие критерии стандарта».

После выступления спикеров прошел формат «Вопрос/Ответ»

В том числе, гостьей и автором двух вопросов стала представительница Lamoda, менеджер корпоративной социальной ответственности, назвав компанию фанатами экомаркировок.

Как вы думаете, не перепрыгиваем ли мы сейчас через некоторые органические этапы развития экостандартов, когда мы сразу переходим к маркировке 1-го типа, по полному циклу? Когда в России нет даже регламентов по органическому хлопку или переработанным тканям.

Я ответила: «Даже если мы зададим рамки, и бренд начнет производство по новым критериям, безусловно, сразу он не сможет охватить все. И здесь, на этапе драфта, будет важно построить максимально гибкую систему, учесть моменты разного уровня развития брендов и производств».

Евгения Кузнецова: «Да, действительно, у нас пока недостаточно инструментов урегулирования и обязательных требований. Но как раз то, что в отрасли допускается такая вариабельность с качеством, для нас является сигналом того, что мы обязаны прийти и установить экокритерий. Да, сертификация добровольная и опережающая законодательства. Но это то, что позволит рынку двигаться вперед».

Если вы уже знаете, какие преимущества получит бренд, который пройдет эко-маркировку?

Евгения Кузнецова: «Экологическая маркировка — основа для усиления имиджа, построения ответственного бренда в России. Что сейчас важно: потребитель хочет купить эко, и производитель обязан предоставить ему доказанное эко. Чем наш сертификат будет лучше, чем европейский? Хотя бы тем, что на эмоциональном уровне имеет больше узнаваемости среди россиян, нежели зарубежные аналоги».

Как будет проходить получение сертификата?

«При первичной сертификации мы проводим очный аудит предприятия и камеральную работу с документами. В среднем, для любого нашего стандарта нужно порядка ста подтверждающих документов. После получения сертификата последует ежегодный инспекционный контроль».

Если закупка ткани, в основном, импортная, то при проверке бренда вы будете ориентироваться на уже существующие зарубежные маркировки тканей? Или будете проверять сами с помощью какой-то экспертизы?

«Сейчас мы прорабатываем вопрос, каким образом зарубежные маркировки могут помочь нам при проверке. Для этого сравниваем как можно больше систем и смотрим, какие из требований, которые мы включаем в наш стандарт, могут покрываться сторонними маркировками. На данный момент этот вопрос находится на стадии доработки».

Мировая торговля просит мировой стандарт, а не национальный. Как вы смотрите на это?

«Достаточно нелегко гармонизировать требования к продукции во всем мире, потому что у нас разные рынки, разные ситуации и разные сырьевые базы. Но гармонизация экологических стандартов — задача решаемая. И другие страны смогут использовать наш стандарт. Это будет очень хороший опыт».

В целом, начало уже положено, и многие игроки эко-рынка смотрят на разработку нового стандарта с положительным настроем. Нам предстоит пройти через многое, но это того стоит!

Комментарии
Виктория Гаевская
Виктория Гаевская

Эксперт Экоустойчивой Моды, Дизайнер

Исследователь материалов и создатель 1-го в России блога про Осознанную Моду, Дизайнер эко-френдли бренда ViTerra

Мы в сети

Онлайн о моде России

© 2016-2020

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
hello@designersfromrussia.ru
+7(926)836-09-76