Может ли Chanel запретить носить свои товары в России?

Очередная новость в модной индустрии. Бутики люксовых брендов предлагают подписать документ, подтверждающий согласие российского потребителя не перевозить и не носить приобретённый товар на территории России. 


Как сообщают «РИА Новости», россиянке в одном из торговых центров Дубая отказывались продать сумку Chanel, пока она не подпишет документ о том, что не будет вывозить вещь в Россию и носить ее на территории страны.

С чем связаны подобные санкции?

«Официальное представительство Chanel в своём пресс-релизе заявило, что таким образом исполняет санкционные меры, предпринятые ЕС против России, в том числе запрет на продажу «прямым или иным способом» продукции дороже €300 «в Российской Федерации или для использования в Российской Федерации». Однако, практически во всех гражданско-правовых системах мира существует механизм защиты потребителя как заведомо более слабой стороны отношений, возникающих в результате совершения сделки. В ОАЭ Федеральный закон от 10.11.2020г. №15 «О защите прав потребителей» закрепляет основные положения, направленные на сохранение здоровья и безопасности потребителя при использовании товара или получении услуги» – комментирует ситуацию Екатерина Воронина, практикующий юрист.

Может ли Chanel запретить носить свои товары в России?
Фото: Лиза Литвин

Имеют ли продавцы право требовать подписать такое согласие с точки зрения Закона? 

Разберемся в этом вопросе вместе с нашим колумнистом и практикующим юристом Анной Гейнеман!

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования. Следовательно покупатель не обязан указывать для каких именно личных целей он покупает товар и не может нести ответственность за такую форму личного использования. 

Договор розничной купли-продажи является публичным. В соответствии с условиями публичного договора устанавливаются обязанности продавца продать товар каждому кто к нему обратится. По общему правилу продавец не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора.

Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признается публичной офертой. В то время как публичной офертой признаётся предложение товаров неопределенному кругу лиц. 

Соответственно, раз предложение продажи товара выставлено для всех, то и условия такой продажи являются для всех одинаковыми. 

«Потребитель, чьи права были нарушены в результате осуществления Chanel в ОАЭ деятельности по соблюдению санкционных мер против России, может в досудебном порядке обратиться в Комитеты по разрешению споров за процедурой медиации. Важно доказать, что такой акт дискриминации со стороны бутика причинил моральный вред лицу, лишил его безопасной среды при попытке совершения покупки, а также возможности приобрести желаемый товар, привёл к получению неадекватной или непрофессиональной услуги со стороны представителей бутика» — отметила Екатерина Воронина. 

Вывод. Ни у одной коммерческой компании (продавца) нет оснований устанавливать отдельные условия для разных потребителей. Потребитель не может нести такого рода индивидуальную ответственность за личное использование собственной вещи. Правила вывоза товаров из страны могут быть установлены только на государственном уровне на основании принятых законов. 

Александра Захарова

Автор

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76