С чего начиналась модная журналистика в России? Изучаем самые первые издания для дам в Российской Империи.
Во времена правления Екатерины II, говоря современным языком, “в тренде” стало быть просвещенным. Конечно, тренд этот задавался самой императрицей, которая поддерживала развитие науки, искусства и образования, вела переписку с Вольтером и Дидро. Именно в этот период в Российской империи женщинам (из непривилегированных сословий в том числе) впервые была предоставлена возможность получить образование. Все шло к тому, что женщины становились отдельной важной целевой аудиторией, которая желала расширять свой кругозор и быть в курсе мировых тенденций, в том числе модных.
«Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» — 1779 год
“Модное ежемесячное издание..” было первым периодическим изданием для женщин (выпускаемое, впрочем, мужчиной). Несмотря на название, было оно скорее литературным, а слово “модное” по мнениям исследователей использовано либо в значении “популярное”, либо просто для привлечения внимания дам. Издатель Николай Иванович Новиков, писатель и журналист, видел своей целью просвещение и воспитание — в том числе и женщин. На страницах журнала приводились литературные тексты разных жанров (как развлекательного, так и поучительного характера с морально-нравственным оттенком), а также сатирические карикатуры, порицающие “неподобающее” поведение дам (“Раскрытие прелести”, “Щеголиха на гулянье”, “Нынешняя уборка по прихоти”, “Прелестная простота”).
Большого успеха журнал не имел: в майском издании подписчиками значились 58 человек, женщин среди которых было не более 9. Журнал просуществовал всего год.
«Магазин английских, французских и немецких новых мод» — 1791 год
А вот это уже первое издание, которое действительно имело отношение к моде. Полное его название звучит так:
«Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.»
Издатель Василий Иванович Окороков, продолжатель дела Н.И.Новикова, сочетал литературные произведения с заметками о моде. На страницах книги (объем каждого “номера”, на минуточку, составлял около 300 страниц!) можно было встретить театральные рецензии, стихотворения, а также заметки (иногда и сатирические) о модных тенденциях и образе жизни людей в Лондоне, Париже, Берлине и некоторых других столицах Европы. Публиковались цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и предметов мебели. Однако жизнь журнала не было долгой: всего вышло девять изданий с апреля по декабрь 1791 года.
“Дамский журнал” — 1823-1833 годы
В 1823 году князь Петр Иванович Шаликов, писатель и журналист, начал издавать “Дамский журнал”, который выходил сначала два раза в месяц, а затем еженедельно, и прожил довольно долгую жизнь в 10 лет. В журнале печатались повести и романы, светские новости, модные обзоры и даже тексты песен с нотами. Представители более “серьезных” изданий (например, “Полярная звезда”, “Вестник Европы”) критиковали журнал за его легковесность и “нарумяненность”. Однако в журнале, помимо романтических текстов, был также раздел “Мысли”, поднимались вопросы этики и вкуса, влияние женщин на развитие общества. В конце каждого издания размещалась иллюстрация дамы в модном наряде. Важно также отметить, что “Дамский журнал” публиковал сочинения, написанные в том числе женщинами.
Дальше женские журналы стали меняться, их становится все больше. Если раньше это были исключительно литературные или модно-литературные издания, то с 30-х годов 19 века появляются информационно-практические журналы по рукоделию и домоводству. Например, “Журнал новейшего шитья” (с наборами выкроек) и “Ваза” (с руководством по мытью полов и модными новостями), главным издателем которых была женщина (наконец-то!) — Елизавета Сафонова. Это были журналы, посвященные «женским» обязанностям и увлечениям, издаваемые женщинами. Позже появляется и семейно-бытовая тема, а затем стали подниматься и вопросы места женщины в обществе, равноправия и труда. Но это уже совсем другая история, а пока остановимся здесь.
Как видите, что в 18 веке, что в 21 нас интересуют примерно все то же самое: что в тренде в нынешнем сезоне и в чем “щеголяют” модники разных столиц мира. Получается, что тема моды — вечна…? “Все служит красоте” как гласит девиз “Дамского журнала”.
Автор: Елизавета Быстрова