Кики и буба: почему мы любим все кругленькое

Пока зумеры делят мужчин на ретриверов и грызунов, опытные дизайнеры делят фигуры на «кики» и «буба». Рассказываем, что это за олдскульный тренд.


Сегодня поговорим об одном знаковом эксперименте. Он был проведен в 1929 году Вольфгангом Кёлером, а затем перепроверен и дополнен в 2001 году В.С. Рамачандраном и Эдвардом Хаббардом. Задача эксперимента – установить связь между звуковыми ассоциациями и графическими образами.

Итак, людям предложили посмотреть на 2 фигуры и задали вопрос: какая из них «балуба», а какая – «такете» (в более позднем эксперименте – «кики» и «буба»). Испытуемые ассоциировали округлые образы с более «мягким» звучанием, а резкие формы – с более агрессивными звуками. Так, например, 95% испытуемых связывали «кики» с остроугольным изображением, а «буба» – с более мягким, закругленным.

Кики и буба: почему мы любим все кругленькое
medium.com

Этот психолингвистический эффект также распространяется на черты различных предметов. Округлые формы респонденты чаще ассоциируют с чем-то мягким, приятным и дружелюбным, а жёсткие формы вызывают чувство надёжности, решительности и профессионализма.

Крупные корпорации активно следят за достижениями науки и внедряют результаты в свои продукты. Так поступила компания Дисней, адаптировав своих персонажей для проявления их характеров. Отследите, как меняется внешний облик персонажа в зависимости от исполняемой им роли.

UX/UI дизайн активно использует «кикибубные» принципы. В случае проектирования интерфейса простое скругление углов кнопки даёт возможность считать форму с наименьшими затратами когнитивной энергии, вызывает чувство спокойствия и доверия.

Жёсткие, квадратные, прямоугольные формы у большинства людей ассоциируются со зданиями, требуют большего внимания для осознания масштаба объекта. Поэтому для проектирования финансовых приложений, страховых сервисов, сервисов государственных структур чаще используют прямоугольные формы.

Однако сейчас даже в таких серьезных сферах наблюдается тенденция на более мягкие, округлые, дружелюбные формы. Можно привести в пример портал Госуслуг, на котором с каждым годом появляется все больше округлых элементов. Цель – дружелюбное, не пугающее официозом онлайн-общение на серьезные темы. Углы скругляются, чтобы пользователи подсознательно больше доверяли сервису, который создаёт приятное и безопасное впечатление и не вызывает изначального страха перед неизведанным. Круглое и мягкое снижает стресс.

Круглые предметы часто ассоциируются с детством, безопасностью, мягкостью, принятием и доверием. 

Особенно ценны данные этого эксперимента при работе с логотипами. Уже на уровне позиционирования компании на рынке будет понятно, какие формы должны преобладать в товарном знаке. Какие ассоциации компания планирует вызывать у потребителей. Самое простое и наглядное сравнение – это новый логотип МТС и проверенный логотип Мегафона. Где серьезность, а где дружелюбие?

Кики и буба: почему мы любим все кругленькое
mts
Кики и буба: почему мы любим все кругленькое
megafon

В промышленном дизайне наиболее яркий на историческом отрезке времени пример можно увидеть в дизайне медицинского оборудования и мебели. 

Кики и буба: почему мы любим все кругленькое
pro-dachnikov.com
Кики и буба: почему мы любим все кругленькое
goldident.ru

А какие примеры «кикибубности» есть у вас?

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76