Мифы древней Греции, макарони и феминизм — невероятная история леопардового принта

Дурновкусие или элегантность? Символ роскоши или протест? Сегодня мы окунёмся в историю леопардового принта и расскажем вам о том, как он будоражил умы дизайнеров и модников на протяжении всего своего существования!


Сложно найти паттерн, который вызывал бы так много споров в обществе, как пятна леопарда. От поклонения богам, изображенных в шкурах благородных зверей до высмеивания почитателей такой одежды в народном творчестве и наоборот — от образа «плохой матери» в медиа до появления в гардеробе первой леди. Можем ли мы назвать леопарда модным царем всех зверей? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на этот тренд сквозь века.

Перед началом важно отметить, что понятие «леопардовый принт» в настоящий момент достаточно расплывчато. Сейчас так называются разнообразные принты, отличительной особенностью которых являются ярко выраженные чёрные пятна. Пятнистых кошек, чьими окрасами вдохновлялись дизайнеры на протяжении многих веков, достаточно много, леопард является лишь самой известной из них. Так и мы, говоря о «леопардовом принте», будем говорить о принтах, вдохновленных не только шкурой самого леопарда, но также и ягуара, гепарда, оцелота, рыси и чёрной пантеры.

Легенды и мифы

Кошек разных размеров мы могли наблюдать в истории и мифологии культур разных народов как символов силы: духовной, социальной, политической, экономической и даже сверхестественной. Первым на ум приходит Египет, а точнее богини Бастет и Сехмет, с головами кошки и льва соответственно. Но самая интересная для нас сегодня — богиня мудрости, знаний, литературы, судьбы и счёта Сешат, облаченная в леопардовую шкуру.

Этот предмет одежды отметился и мифах древней Греции. Ахилл убил Пантесилею, царицу амазонок, облаченную в пятнистую шкуру. После, пораженный её красотой, он влюбился в девушку и оплакивал её кончину до конца собственной жизни. Этот эпизод изображен на древнегреческой вазе, где мы и можем увидеть Пентесилею в шкуре хищника.

Шива, верховное божество в индуизме, часто изображается одетым в шкуру тигра или гепарда. Или Гайомарт, первый царь иранцев и отец иранских народов — пятнистые меха носил и он.

Амфора из Вульчи «Ахилесс и Пантесилея», The British Museum / «Поклонение Садашиве», National Museum of Asian Art

Что же насчёт простых смертных? На протяжении многих веков носить шкуру животного имел право лишь тот, кто его убил, за исключением особ королевских кровей. Охотники и воины, в свою очередь, часто использовали меха для подарков власть держащим. Однако, говоря именно о шкурах пятнистых, которые водятся далеко не везде, своё место в сердцах людей по всему миру они начали завоевывать с начала 17 веков — именно тогда широко распространилась торговля между континентами. Давайте и мы с вами перенесемся от древних времён в эпоху Просвящения.

Выбор аристократов

Мех всегда являлся предметом роскоши и подчеркивал высокий статус носящего в обществе. Мы не зря начали наше путешествие много веков назад — вдохновение модельеры 18-19 веков черпали из древней римской и греческой культуры. Всё это неспроста — аристократы Западной Европы считали классическое искусство и философию увлечением для интеллектуалов, кем они очень хотели считаться в обществе. Мы же можем видеть явный тренд на использование шкур пятнистых кошек в одежде на портретах солдат и высокопоставленных модниц того времени.

«Девушка с венком в леопардовом платье» — Чарльз Эдвард Перуджини, ARC Museum / «Портрет мужчины за столом» — Марианна Луар, Portland Museum / Портрет Марии-Авроры Саксонской, Les Musees de la ville de Paris

Скандал в Британии

Именно здесь мы впервые видим главного героя нашей сегодняшней статьи. Одежда с леопардовым принтом (а не мех) появляется на изображениях макарони — так называли английских модников 60-70х годов 18 века, во времена правления Георга III. Движение макарони возникло среди молодых лондонских аристократов, подражавших итальянской и французской знати. Романский стиль в одежде был куда более пёстр и непривычен глазу консервативной британской публики, что вызывало насмешки в обществе над модниками-провокаторами.

Карикатура «Лорд _ букета макарони», Lewis Walpole Library / Гравюра «Не в моде / в моде», Library of Congress Prints and Photographs Division, Washington, D.C.

Леопардовый принт только появился, а уже вызвал раскол в обществе! Однако, стиль макарони пришёлся по душе французским модникам. На их одеждах появилась вышивка, напоминающая пятна леопарда. Во Франции такому тренду отдавали предпочтение не самые сливки общества, а скорее верхнее сословие, ведущее праздный и фривольный образ жизни.

Ревущие двадцатые и роковые женщины

В 1920 год феминистки США добились принятия 19ой поправкой к конституции, дающей женщинам избирательное право. Вместе с этим появляются флэпперы (flappers), эмансипированные девушки, ведущие себя провокационно-свободно. Они ярко красились, вызывающе одевались, имели собственные автомобили и не стеснялись курить или употреблять алкоголь. 

Такие девушки и стали звёздами зарождающегося кинематографа. Одним из самых популярных женских образов в фильмах становится таинственная femme fatale, роковая женщина. Нередко для создания образа сердцеедки использовались и восточные мотивы — их экзотичность придавала ещё кинодивам ещё больше загадочности. Одним из самых ярких примеров можно назвать Луизу Глаум фильме «Женщина-леопард», она одета в леопардовую шубу и шляпу в форме головы животного. Другое значимое появление на экранах — Луиза Лоррейн, сыгравшая Джейн в «Приключениях Тарзана».

Мехами дело не ограничивалось. Актрисы успешно поддерживали свой образ и вне съёмочной площадки. Пола Негри, один из секс-символов эпохи немого кино, держала гепарда в качестве домашнего животного.

У зрительниц же появилось желание привнести немного кинематографического лоска в свою жизнь, повторяя образы кинодив. Леопардовые меха перекочевали в гардеробы модниц в качестве шляпок и муфт. Принт, имитирующий его окрас не отстает — дом Lanvin представляет свою коллекцию шёлковых и креповых платьев, украшенных характерной расцветкой.

Помог леопарду завоевать сердца модников и наш соотечественник, дизайнер и художник Роман Тыртов. Он переехал в Париж в начале 20 века и стал известным всему миру под псевдонимом Erté. В его работах мы часто можем встретить эту дикую кошку.

Афиша фильма «Женщина-леопард» / фарфоровые фигурки, House of Erté

США и Европой дело не ограничивается — (почти) леопарда мы могли наблюдать и на модницах Советского Союза! Женщины ходят в пальто из меха кролика, который штамповали под леопарда — доступная альтернатива дорогому меху экзотической кошки. 

Принт от КОТюр

Знаковым событием в истории становления леопардового принта стал дебютная коллекция Кристиана Диора в 1947 году. Именно тогда мир впервые увидел знаменитый принт «Jungle». Нам стоит поблагодарить и Митцу Брикар — светскую львицу, близкого друга и музу дизайнера. Женщина носила леопардовый принт почти ежедневно — будь то шляпка, шуба, или шёлковый шарф. Кроме того, она обладала редким талантом великолепно сочетать в своем образе сразу несколько леопардовых принтов. И если раньше паттерн робко делал свои шаги в мир высокой моды, то после показа Диор он впервые начал цениться так же высоко, как и мех.

Christian Dior / Pier Balmain, иллюстрация: Dasha Ko

Далее мы всё чаще будем видеть принт в работах дизайнеров — чуть позже его используют для создания своих коллекций Ив Сен Лоран и Пьер Балмен. 

Леопард в спальне и на пляже

Появление бикини и популярность пинап моделей, иллюстрации которых поддерживали боевой дух солдат во второй мировой войне — всё это помогло леопардовому принту быстро освоиться на новой территории. И вот, знаменитая пинап-модель Бетти Пейдж сама изготавливает пятнистые бикини и халатики. А Джейн Мэнсфилд делает леопардовый бикини своей «визитной карточкой».

Вскоре принт перешёл и на нижнее белье. Пионером стала компания Vanity Fair, выпустившая белье с леопардовым паттерном, ставшее хитом.

Рекламы белья Vanity Fair 1954 и 1964 годов

Но леопардовый мех не спешит сдавать позиции. Его можно было увидеть и на Иди Седжвик, музы Энди Уорхола, Нэнси Квон, иконе стиля, джазовой певице Лены Хорн и Элизабет Тейлор — кинозвезде. 

Афиша фильма «Девушка в бикини с леопардовым принтом» о жизни Бетти Пейдж / Кадр из фильма «Я соблазнила Энди Уорхола» о жизни Иди Седжвик

Надо признать, в те времена как мех, так и принт продолжают оставаться в основном спутниками роковых и смелых красоток — противоположных образу женщины, который широко пропагандировался в послевоенное время. Но и это продолжалось недолго!

Любимец королев и первых леди

В 50х годах мех леопарда дерзко завоевывает новую, ранее недоступную аудиторию. Королева Елизавета выезжает из Букингемского дворца в леопардовом пальто в 1952. 

Далее, в рекламе золотого Cadillac в 1959 году мы видим мать и дочь, одетых в пальто аналогичной расцветки. Окончательно закрепил высокий статус леопардового меха выход Жаклин Кеннеди в леопардовом пальто. Жаклин была тем самым образцом идеальной жены и иконой стиля для американок.

Кстати, второму статусу она отчасти обязана дизайнеру русского происхождения, Олегу Кассини. Таким образом, пальто из леопарда стало объектом вожделения и для образцовых домохозяек.

Реклама Cadillac 1959 года / Барби Жаклин Кеннеди в легендарном пальто, фото: Natalia Sheppard

В погоне за трендовым мехом было истреблено более 250 000 леопардов. В ужасе от такого развития событий, Кассини полностью перешёл на искусственный мех и побуждал остальных дизайнеров делать то же самое. Запрет на ввоз леопардовых шкур положил конец ношению натурального меха леопарда и сделало принт победителем в долгой гонке. 

Однако, пятнистое пальто закрепилось в умах людей как обязательный атрибут той самой идеальной жены, образца для подражания всех американских домохозяек. Атрибут, который скоро будет осмеян.

Хищницы в клетке

Фильм Майка Николса 1967 года «Выпускник» открывает нам женскую тропу «плохой матери». Персонаж Анны Банкрофт, Миссис Робинсон, устает от отведенных ей обществом ролей — дочери, жены, матери. Почти в каждой сцене фильма мы видим её в одежде с анималистичными паттернами и, конечно же, в леопардовом пальто. Другое значимое появление «плохой матери» — фильм «Томми» 1975 года с главной героиней, Норой, в обтягивающих нарядах с леопардовым принтом. 

Если пальто Жаклин Кеннеди отражало «главное достижение любой женщины» как жена человека с огромной властью, костюмы этих героинь показывают дам как диких кошек, запертых в клетках и вырывающихся на свободу.

Это отлично соответствует феминистским настроениям в обществе того времени. Несмотря на то, что женщины получили право голоса на выборах в 20х годах, послевоенное время внесло свои коррективы и, как уже было упомянуто, в медиа широко пропагандировался образ богини домашнего очага, сфокусированной на заботе о детях и муже. Но мечта женщин о реализации не только на кухне никуда не уходила. И голоса их начинали звучать громче, что и нашло отклик в новых медиа. 

Кадры из фильмов «Выпускник», «Томми»

Можно сказать что леопардовый принт вновь стал отличительным знаком «разрушительницы домашнего очага». Но если заглянуть чуть глубже, то мы увидим что на самом деле он стал своеобразным символом свободы, уверенности в себе и желанием не ограничивать свою жизнь лишь заботой о семье. Его выбирали те женщины, которые не хотят идентифицировать себя исключительно как «жена», «мать» и «домохозяйка». 

Безвкусица или протест?

70ые года отличались свободой во всем — в том числе и свободой от рамок моды. В США появляются торговые центры, делающими одежду, и леопардовый принт в частности, доступным для всех слоев населения. После 60х, золотых годов рекламы, в жизнь людей входит консьюмеризм. Леопард вышел на свободу — пальто из искуственного меха, рубашки, платья, юбки, нижнее белье и аксессуары заполонили полки магазинов и гардеробы. 

Среди модников из высшего света, желающих по прежнему подчеркивать одеждой своё привилегированное положение в обществе, зарождается элитизм. С отказом от натурального меха не было и возможности выделиться статусно за счёт его ношения, а доступный для широких масс леопардовый паттерн становится «персоной нон-грата» в кругах самопровозглашенных знатоков моды. 

В обиходе появилось слово «безвкусица» (tackiness), а в противовес — стиль кэмп (campiness). В то время, как безвкусным называли неудачную попытку одеться стильно, кэмп — это о сознательной попытке одеться безвкусно. И леопардовый принт, который широко порицали богачи, конечно же стал главным героем нового времени и способом самовыражения молодежи. Стал этот паттерн и символом модного протеста — поколение «трофейных жен» и «плохих матерей» носило леопардовые шубы, которые не только были непомерно дороги, но и поставили леопардов под угрозу исчезновения. Надевая одежду с леопардовым принтом, молодежь выражала свое несогласие с порядками прошлых десятилетий — ограниченностью общества и истреблением животных в угоду моде.

Апофеозом скандального использования леопардового принта возможно можно считать образ Доун Дэвенпорт из фильма «Женские проблемы» 1974 года. Звезда киноленты, драг дива Divine, шокировала зрителей ярким голубо-золотым обтягивающим платьем с леопардовым принтом. Вместе с объемной прической и ярким макияжем, этот образ можно считать воплощением эпатажа 70х.

Стиль кэмп отлично подходил для образов рок-звезд. Леопард на протяжении всего 20 века выбирали в основном женщины, что сделало этот паттерн идеальным для того, чтобы шокировать им публику на ковровой дорожке, будучи рок-музыкантом. Дэвид Боуи, Джими Хендрикс, Принц, Игги Поп, Род Стюард, Марк Болан и Литтл Ричард — все они носили леопардовый принт. Это дало рождение новому образу мачо, который будто говорил «вы можете сомневаться в моей маскулинности, но меня обожают миллионы женщин».

Дизайнеры же не оставляли попыток вновь сделать леопардовый принт элегантным в глазах общества. В 1976 году Диана фон Фюрстенберг начала продвигать своё облегающее пятнистое платье и часто носила его сама. По её словам, платье было создано для того, чтобы протанцевать в нем всю ночь, а после — прийти в офис. Бесспорно, оно было провокационным, но никак не безвкусным. Позже мы увидим это платье на Рэйчел (Дженнифер Энистон) в сериале «Друзья».

Афиша фильма «Женские проблемы» / Кадр из сериала «Друзья» — Рейчел в легендарном платье Дианы фон Фюрстенберг

Вечеринка продолжается!

Немного погодя, пришло и панк движение, куда более дружелюбное к исполнительницам женского пола. Новые панк-звезды тоже облачались в леопардовый принт. Нина Хаген, «мать немецкого панка», Грейс Джонс и Венди Уиллиамс первыми эпатировали публику своими костюмами, окрашенными подобно шкурам хищных кошек. Носили они этот принт и как протест против хорошего вкуса и уважаемого статуса в обществе — того, за чем гнались женщины старых устоев. 

Можно заметить и появление обтягивающих штанов из спандекса, а также повязках на голову и открытых рубашках с принтом на членах групп Poison и Mötley Crüe. В куртках с пятнистым окрасом ходит Сид Вишес. И, конечно же, эти вещи перекочевали в гардеробы и любительниц панк-рока. 

Кадр из фильма «Грязь» о группе Mötley Crüe / Кадр из клипа «Girls Just Want to have Fun»

Музыканты нового времени появляются на телевидении, на зародившемся недавно канале MTV. Именно так леопардовый принт популяризируется вновь. Он стал ассоциироваться с духом вечеринки, во многом благодаря Синди Лаупер в видеоклипе «Girls Just Want to Have Fun» и Мадонне, на чьей на куртке и леотардах были также видны пятна леопарда. 

Принт для всех и на все времена

Наступают 90ые, мир видит супермоделей и набирающие популярность новые модные дома. Dolce&Gabanna, Roberto Cavalli, Gucci, Versace — все они использовали новые технологии и давали своё прочтение любимому леопардовому паттерну. Модели напоминают дерзких хищниц и вне подиумов: в частности, леопардовый принт стал «визитной карточкой» Наоми Кэмпбелл. Несмотря на возвращение в гардеробы широких масс, леопард не покидает и гардеробы музыкантов — Курт Кобейн носил куртку из искуственного пятнистого меха.


Moschino Cheap and Chic адаптировал дизайн леопардового платья Патрика Келли и добавил туда рок-н-ролльных мотивов и вот уже с телеэкранов американцы видят главных героинь сериала «Няня» (Nanny) и «Женаты с детьми» (Married with children), одетых в одежду с леопардовым принтом. Вы же, скорее всего, видели российские адаптации этих сериалов — «Моя прекрасная няня» и «Счастливы вместе», главные героини которых одевались не менее ярко, чем их американские прообразы. Что интересно, и в наших сериалах Вика Прутковская и Даша Букина появлялись в одежде с леопардовым принтом, но реже чем их американские копии.

Кадры из сериалов «Няня» и «Женаты с детьми»

Просматривая медиа 90х годов, можно прийти к выводу что леопардовый принт наконец-то стал приемлем всеми слоями общества. 

В нулевых годах паттерн оставался широко распространен как на улицах, так и в сериалах, на сцене, ковровых дорожках, кинофестивалях, спортзалах, подиумах и на женщинах всех возрастов и размеров.

Российские звезды и светские львицы не стесняются демонстрировать свою любовь к этому принту — Ольга Бузова, Клава Кока, Ани Лорак, Алена Водонаева, Светлана Лобода, Ксения Собчак, Пелагея, Анастасия Волочкова, Полина Гагарина, Оксана Самойлова, Алла Пугачева — список можно продолжать бесконечно. Вернулся леопард и в гардероб первых леди Америки — Мишель Обама, Нэнси Рейган, Хиллари Клинтон и Лаура Буш были замечены в пятнистой одежде.

Ольга Бузова, Клава Кока и Ксения Собчак. Фото взяты из аккаунтов девушек в социальных сетях

Символ роскоши и благополучия, протест и дерзкая сексуальность нового столетия — всё это о леопардовом принте. Он проделал невероятный путь и стал паттерном, в который каждый может вложить свой смысл. Подобно самому леопарду, этот принт показал что может адаптироваться под любой стиль и гардероб. Идеальная жена или королева ночного клуба — какой образ ты не выберешь, пятна этого животного на одежде прекрасно смогут дополнить твой лук. И богатая история становления этой уникальной расцветки в мире моды отлично демонстрирует нам это.

Даша Ко

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76