Куда Уильям Моррис спрятал готику?

Вокруг английского вкуса в интерьере существует много мифов. В XVIII веке Уильям Моррис заложил его основы и придал мощный импульс развития. Разберемся, как медиа формирует восприятие британского интерьерного стиля, и когда он пришел в Россию.


Сегодня мало кто может похвастаться четким представлением об английской интерьерной традиции. Многие источники, например сериалы, потрудились над созданием ложного образа классической квартиры «двух джентльменов». Оказывается, для английского стиля в интерьере наличие холодильника с хранящейся там для проведения экспериментов головой и мишени на стене совершенно необязательно. Для формирования достоверного образа традиционной английской квартиры необходимо обратиться к развитию викторианского и георгианского королевских стилей в сочетании с биографией Уильяма Морриса, взглянуть на живописные изображения интерьера в искусстве Англии и познакомиться с историей распространения северного интерьерного стиля в Европе, включая Россию.  

Куда Уильям Моррис спрятал готику?
Кадр из сериала «Шерлок» 2010 г. 

История сложения 

Формирование английского интерьерного дизайна связано с именем Уильяма Морриса. Будучи человеком любопытным и талантливым он увлекался разными гуманитарными науками, в частности историей искусств и медиевистикой, и, наверняка, обиделся бы, что по прошествии времени его ассоциируют лишь с дизайнерской деятельностью. Изучая ни на что не похожее английское средневековье, ученый черпал вдохновение в миниатюрных изображениях XI–XIII веков, что побудило его стать основоположником движения Arts and Crafts (искусств и ремесел) и создавать собственные интерьерные орнаменты. 

Новые живописные мотивы не сразу полюбились публике. Так, например, Оскар Уайльд их на дух не переносил. Но, несмотря на то,что узоры казались неактуальными из-за своей средневековой стилистики, У. Моррис умело прятал их за шармом привычного для англичан рококо и вплетал в стройный ритм традиционного классического убранства. Такая тактика в 1880-х гг. позволила распространить популярность новых живописных мотивов в домах представителей среднего класса. Этому способствовало также и то, что Моррис помещал свои орнаменты на любые поверхности в интерьере, в особенности на обои, которые в отличие от гобеленов и тканевой обивки, были более доступны широким массам. 

Привыкнув к узорам дизайнера, люди стали заказывать у него не только обои и ткани, но и целые интерьеры.  Так разработки Морриса легли в основу традиционного английского интерьерного стиля.

Куда Уильям Моррис спрятал готику?
Фото: istockphoto.com

Три Шерлока и основные черты интерьерного стиля 

Конечно, как мы уже выяснили, не стоить верить всем мифам, созданным вокруг типичной английской квартиры. И если в британской экранизации «Шерлока Холмса» 2010 г. из достоверных деталей классического для Англии интерьера мы найдем только камин в центре композиции, то в американской трактовке сюжета 2009 г. мы уже встретим типичные для Морриса флоральные натуралистичные орнаментальные мотивы в обоях и мягкой обивке, обилие дерева в декоре и свойственный «вещизм», при котором едва ли свободное место в помещении остается незаполненным добротным уютным предметом мебели.

И если жители Британских островов и присвоили советской экранизации детектива звание лучшей в мире, то в первую очередь за детальное воссоздание интерьера квартиры двух джентльменов, в точности соответствующего описаниям Артура Конан-Дойла, вплоть до сервировки стола. 

Для полного погружения в атмосферу Англии викторианской эпохи художники и постановщики Ленфильма изучали иллюстрации С. Паже, работавшего над книгами Конан Дойла при его жизни; находили в музеях аутентичные мебель, светильники, картины… Все предметы родом из XIX века: каминный экран в тандеме с зеркалом, гравюры с видами Лондона, изящный барометр, коллекция бабочек под стеклом. Также очень типичны для английского интерьера, показанные в фильме, широкие мягкие кресла с «ушами», которые должны защищать голову, сидящего от сквозного ветра. В воссозданной атмосфере все пропитано уютом и теплом, как и должно быть в английском доме: неяркое освещение, землистая гамма оттенков — коричневый, зеленоватый… В кадре каминные кресла сменяются изящными полукреслами.

Кажется, что английский интерьер — это собирательный образ обособленных разнообразных деталей, однако что-то остается неизменным — любовь к природным материалам — дереву, которая выражается в обилии шкафчиков, настенных панелей и замысловатых картинных рам. Традиция использования дерева в северном интерьере зародилась в Англии раньше викторианской эпохи и времени творчества Морриса, она возникла примерно и XVIII веке и тогда же нашла распространение в Европе. 

Куда Уильям Моррис спрятал готику?
Кадр из фильма «Шерлок Холмс» 2009 г. 
Куда Уильям Моррис спрятал готику?
Кадр из фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» 1979 г. 

Филенчатое окно в английскую комнату XVIII века 

В России английский стиль в интерьере первым начал осваивать Петр I. Он начал перенимать северные вкусы в оформлении внутренних убранств, интересоваться голландской и английской мебелью, которая в то время еще не приобрела выверенной изящности и уютности. Пожалуй, лучше всего доподлинный английский интерьер XVIII века изображен художником Хогартом в традиционном для Великобритании этого столетия жанре conversational piece. Сочетая в данном жанре элементы портрета и бытописания, Хогарт умело выписывал мельчайшие детали домашней атмосферы буржуазных и аристократических домов: шпалерная развеска картин в широких деревянных рамах, использование классической ордерной системы и кессонов в сводах, камин с античным бюстом по соседству с китайскими фигурками стиля шинаузри и жесткие стулья с высокими спинками вместо мягких широких кресел с «ушами». 

Куда Уильям Моррис спрятал готику?
Фото: istockphoto.com

Тенденции увлечения английским интерьерным стилем в России предположительно начали зарождаться с активным освоением корабельного ремесла. Для оформления кают требовались зарубежные (чаще всего английские мастера). Так, в петровской архитектуре дворцов появляются комнаты нового назначения — кабинеты. (Дубовый кабинет Петра в Большом Петергофском дворце, Ореховый кабинет в Меншиковском дворце; кабинеты «древностей», или «редкостей»). Чаще всего, следуя за кораблестроительной традицией, кабинеты декорировались драгоценными породами дерева, деревянными панелями, обилием мебели из древесины.

По приказу Петра I из Англии начинают приглашать архитекторов и мастеров мебельного дела: Даниэля Маро Старшего. Также император отправляет в Англию «пенсионеров» обучаться кабинетному делу: Ф. Мартынов. 

Куда Уильям Моррис спрятал готику?
Фото: Victoria and Albert Museum, London

Постепенно бывшие шкафы-поставцы и слитные длинные скамьи начинают приобретать вид более затейливый: появляются высокие гардеробные шкафы, бюро. Отдельного внимания заслуживают стулья, которые впервые появившись в русской традиции, хорошо в ней приживаются во всех своих вариациях — с волнистыми спинками (сплэтами), s-образными изгибами и ножками-кабриолями из китайской традиции…

Английский интерьерный стиль очень многообразен, в разные времена для него были характерны как жесткие лаконичные, даже аскетичные предметы мебели, так и большие, уютные, мягкие. В то же время любовь к натуральным материалам (дереву), натуроподобию в орнаментах остается неизменной на протяжении уже многих веков. Впервые английский вкус в оформлении русского убранства распространился в XVIII веке, однако неизвестно, когда северные традиции прочно укоренились и вошли в ежедневный лексикон российских дизайнеров. Известно лишь одно — до сих пор мы встречаем использование «северных» элементов в создании мебели в современными компаниями: INMYROOM, Mariner, Andrew Martin (и многими другими). 

Автор: Брескина Мария 

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76