Ксения Голованова: «Мы хотим рассказать в духах настоящие, важные истории, которых прежде о России, тем более на парфюмерном языке никто не рассказывал»

Это интервью с Ксенией Головановой, мне особенно дорого, так как я долгое время работал парфюмерным стилистом во многих люксовых брендах, таких как Armani, Tom Ford, Gucci и за время работы накопилось много вопросов на которые я давно искал ответы.


Вместе с Ксенией разобрались и развеяли мифы, существующие в парфюмерном мире, узнали почему аромат из масс – маркета по стойкости может быть более «живучим» на коже, чем аромат из ниши, и конечно же, поговорили о запуске коллекции ароматов Nose Republic.

Ксения Голованова: "Мы хотим рассказать в духах настоящие, важные истории, которых прежде о России, тем более на парфюмерном языке никто не рассказывал"

Я знаю, что ты адепт утверждения, что ароматы не слушают, а нюхают. Это некий вызов общепринятым правилам или твое личное решение?


Думаю, что и правила как такового нет: кто-то «слушает», а кто-то, как я, «нюхает». Лично мне первый вариант кажется чужеродным и странным: всё-таки слушаю я ушами — музыку, храп собственной собаки, бурный секс соседей сверху, а носом я, конечно, нюхаю. Встречается мнение, что слово «нюхать» якобы грубое, но это не так: отличное русское слово, просто к обонянию у нас в силу разных исторических и культурных причин отношение сложнее, чем, например, к зрению или слуху. Обоняние в последние пару сотен лет считалось «низким», животным чувством по сравнению с другими, отсюда и демонизация связанных с ним слов, таких, как «нюхать» или, например, «ноздри» — кому-то даже не понравилось название моего нового канала.


В индустрии красоты, особенно в трендах макияжа мода очень циклична и все новое в макияже — это хорошо забытое старое. А есть ли такая цикличность в ароматах?


И да, и нет. С одной стороны, развитие парфюмерной химии позволяет сегодня получать вещества, которые пахнут совершенно новаторски — космосом, звёздной пылью, дном Марианской впадины и т.д., раньше такого, конечно, не было. Все эти новые краски постоянно обогащают палитру парфюмеров. Более того, нет, кажется, худшего парфюмерного ругательства, чем «бабушник» (с ударением на второй слог): так называют духи с отчетливо винтажным звучанием, а с другой стороны, сейчас выходит и немало духов с узнаваемыми цитатами из парфюмерной классики — узнаваемыми для нас, тех, кто занимается парфюмерией и помнит, как, что и когда пахло, но не для большинства покупателей. Последним старые, хорошо «отлежавшиеся» парфюмерные шаблоны можно продать как новые, немного доработав. Я это называю феноменом Кейт Буш, звезды 1980-х: многие открыли её для себя лишь в этом году, когда шоураннеры «Очень странных дел» включили её хит в
саундтрек свежего сезона, подарив ему новую жизнь.


Как думаешь, правда ли утверждение, что если ты не слышишь на себе аромат, то он точно твой?


Нет, это миф, причина совсем в другом. Человеческое обоняние, как все инструменты борьбы за жизнь, над которыми поработала эволюция, устроено очень практично — к запахам адаптируется быстро. Оно просто «свайпит» их в сторону, как просмотренную фотографию в Tinder, и мозг перестает их замечать, переключаясь на более актуальную и свежую информацию. Нередко именно отсюда растут ноги у недовольства стойкостью духов: «Слетели с меня через полчаса, бессмысленная трата денег». На деле человек, скорее всего, просто перестал ощущать собственный аромат, нанеся его слишком щедро и вдобавок близко к носу, например, на волосы или на шею. Мозг устал и сказал духам «до свидания».


Я знаю, что сейчас готовится к запуску твоя коллекция ароматов Nose Republic. В какой момент ты поняла, что вот оно пришло время создать что — то свое?


Откровенно говоря, у меня даже не было таких амбиций: я знаю, сколько примерно стоит запустить собственную парфюмерную марку, если делать всё с нуля и по уму, это действительно большие деньги. Но мой лучший друг, совладелец нескольких парфюмерных брендов и по совместительству большой поклонник моих текстов и моего блога, решил, что мне есть что сказать миру духами — и предложил вложиться в моё дело. Впервые он заговорил об этом пару лет назад, и оказалось, что да, действительно: есть множество готовых «дремлющих» идей в голове, они просто ждали своего часа.

Ксения Голованова: "Мы хотим рассказать в духах настоящие, важные истории, которых прежде о России, тем более на парфюмерном языке никто не рассказывал"


У аромата, как правило, есть своя особенная история и концепция. В чем особенность коллекции ароматов Nose Republic?


Духи Nose Republic посвящены отдельным явлениям культуры и истории России, во многом сформировавшим наш менталитет и наши представления о прекрасном. В международном парфюмерном поле всегда был интерес к русскому, российскому — не проходило и месяца, чтобы не вышли очередные духи, вдохновлённые, например, какой- нибудь Екатериной Великой (у Hermès, например, только что вышли духи Cuir Volynka — про русскую кожу), но дальше растиражированных «балалаечных» клише западные авторы обычно не заходят. Мы же хотим рассказать в духах настоящие, важные истории, которых прежде о России, тем более на парфюмерном языке, никто не рассказывал. А истории эти, хотя и укоренены в русской культуре, универсальны и найдут отклик у многих людей вне зависимости от их происхождения: тоска по космосу, свободный, «волчий» дух глухого леса, запах красивого платья, которое хранится в семье и передаётся от матери к дочери, чувство подъёма, которое испытываешь, глядя на ночной город с большой высоты, — все эти вещи общечеловеческие. 


В одном интервью ты сказала, что «парфюмерный эксперт» не самый подходящий термин по отношению к тебе, что ты скорее «вечный студент». Сейчас ты продолжаешь так думать о себе или жес запуском ароматов что — то изменилось в твоем личном позиционировании в мире ароматов?


Я не люблю слово «эксперт», потому что не совсем понимаю, что оно значит: тот, кто знает про свою индустрию всё? Таких, думаю, не существует. Тот, кто знает больше, чем условное большинство? Ну да, тогда я, наверное, эксперт, но только потому, что теперь вынужденно вижу эту индустрию с изнанки — её лаборатории, само парфюмерное производство, его технологии, юридическую сторону и так далее. Но «участник парфюмерного процесса» мне всё ещё нравится больше.


Правда ли что любовь к запахам у тебя с детства и что ты легко можешь распознать все ноты в аромате?


До того, как стать парфюмерным критиком, я много лет работала в трэвел-журналистике — путешествовала, так сказать, профессионально. И где-то по пути — в Японии, в Ботсване, а может, на Лофотенах — подхватила, понюхав что-то странное и экзотическое, душистый вирус. С тех пор «болею». И ко второй части твоего вопроса: всех нот в композиции, состоящей, например, из тридцати компонентов, я распознать, конечно, не смогу. Но ключевой аккорд — пожалуй. Вообще, это в меньшей степени вопрос остроты обоняния, а в гораздо большей — знаний и тренировки.


Аромат, который отражает твою личность?


Gris Clair, Serge Lutens — ледяная лаванда пополам с запахом раскалённой лампочки, аромат, поражающий воображение не только температурными, но и «тактильными» контрастами, мягкий и несгибаемый одновременно. И Rose Gambit моей марки Nose Republic — роза с характером, цветочный шах и мат.

Ксения Голованова: "Мы хотим рассказать в духах настоящие, важные истории, которых прежде о России, тем более на парфюмерном языке никто не рассказывал"


Уверен, нас будут читать консультанты парфюмерных магазинов, поэтому давай вспомним, о чем нужно спрашивать человека, чтобы помочь ему подобрать аромат в магазине?


Единственное, о чём действительно нужно спросить человека, так это о том, нужна ли ему помощь вообще. Для многих выбор духов — дело интимное, не терпящее вмешательства и чужих советов; я, например, люблю нюхать духи наедине с собой. И когда ко мне подходит консультант, говорит что-то вроде «если вам понадобится любая информация, обращайтесь пожалуйста», а потом деликатно удаляется, я сразу понимаю: хороший магазин, тут понимают, как у нас, парфюмерно -озабоченных, всё устроено в голове.


Иногда аромат масс – маркета по стойкости оказывается более «живучим» на коже, чем аромат из ниши. С чем это может быть связано?


Особой корреляции между дороговизной духов и их стойкостью нет: есть очень дорогие душистые вещества с большой летучестью, а есть дешёвые, но менее летучие, с большей молекулярной массой, то есть более долговечные. Короче, это вопрос про физику и химию, а не про деньги.


Каким ароматом пахнет 2022 год?

Для меня — моими духами Nose Republic. С ними я провела бóльшую часть этого года: просыпалась в их обществе, шла выгуливать их на улицу, чтобы понять, как они ведут себя на воздухе, в дождь, жару и так далее, с ними же ложилась спать. Они и есть мой парфюмерный фон 2022-го.

Telegram — канал «Ноздри Головановой»

Фотографии к интервью предоставлены Ксенией Головановой.

Александр Арунов

Тот Самый Брутальный Визажист

Beauty Influencer. Работал с ARMANI BEAUTY, TOM FORD BEAUTY, GUCCI BEAUTY. Вся информация предоставлена на сайте:

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76