Как художники по костюмам одевают наших кумиров, создавая атмосферу и модные тенденции
Сцена театра, кадр из фильма или мелькнувшая на экране ведущая прогноза погоды. Пожалуй, в жизни каждого случался момент, когда взгляд был прикован к образу героя. Мало кто задумывается в этом момент о том, сколько усилий было потрачено на «сборы» этого героя. Образ на сцене или экране гармоничен, погружает в происходящее, переносит во времени и пространстве.
Профессия художника по костюмам
Кто же они и как много от них зависит?
Художники по костюмам – невероятно сложная и интересная профессия. Мы можем встретить их за кулисами театра, за кадром фильма или сериала, и даже за кадром любимого ток-шоу есть свои костюмеры.
На их плечи ложится доскональное знание сценария. Ведь именно там они черпают информацию о героях, времени, географии и обстоятельствах. Эта информация помогает им создать достоверные и атмосферные образы для наших кумиров.
Конечно, не обходится и без рутинного функционала: подбор тканей, закупка, контроль пошива, примерки, завершение образов деталями. Ошибка художника по костюму будет заметна каждому: современный аксессуар в образе эпохи ренессанса или форма армии Франции в фильме о военных Великобритании – могут вызвать серьезную критику как экспертов, так и зрителей.
Премии и награды
Наравне с получением критики и негативных отзывов можно отметить и то, как может высоко оцениваться работа художников по костюмам. Театральные и кинопремии подчеркивают их значимость и имеют номинации для присуждения наград.
Например, престижная в России театральная премия «Золотая маска» ежегодно объявляет лауреатов таких номинаций, как Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре, Лучшая работа художника по костюмам в драматическом театре и Лучшая работа художника в театре кукол. Ведь даже куклы должны быть в контексте и позволить вам прожить их историю вместе с ними.
И, конечно же, известнейшая премия Американской академии кинематографических искусств и наук, она же премия «Оскар». В списке ее основных номинаций с 1949 года присутствует номинация Лучший дизайн костюмов. За последние четыре года ее получали художники по костюмам таких выдающихся фильмов, как «Круэлла», «Ма Рейни: Мать блюза», «Маленькие женщины» и «Черная пантера».
О них стоит рассказать
Советские и российские художники по костюмам оставляют свой след в истории и обучают новое поколение.
Лидия Юльевна Нови (1927-2008) – заслуженный художник РСФСР, народный художник России. Работала на киностудии «Мосфильм» и делала костюмы для таких фильмов, как «Андрей Рублев», «Борис Годунов». Участвовала в сложных постановках с Леонидом Гайдаем, Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком. Сейчас ее эскизы костюмов хранятся в Изобразительном фонде Музея кино и в Российской государственной библиотеке искусств.
Мариам Быховская (1925-2011) – автор декорация и костюмов ко многим известнейшим советским кинолентам: «Тихий Дон», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Большая перемена», «Старики-разбойники», «Берегись автомобиля», «Женитьба Бальзаминова» и других.
Татьяна Евгеньевна Острогорская (1918-1993) – создатель костюмов для популярных картин СССС, в числе которых «Д’Артаньян и три мушкетера», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан», «Тартюф» и другие.
Екатерина Шапкайц – наша современница, заслуженный художник РФ, лауреат премий «Золотой орел» и «Ника». Её рукам принадлежат костюмы к фильмам, которые восхищают своей масштабностью: «Трудно быть Богом», «Тарас Бульба», «Викинг», «Союз спасения».
Еще один наш современник, лауреат премии «Золотой Орел» — Владимир Никифоров. Также специализируется на масштабных исторических картинах. Работал над костюмами к фильмам Карена Шахназарова «Белый тигр» и «Анна Каренина. История Вронского», Андрея Кончаловского «Рай» и драмы «Тобол» Игоря Зайцева.
Из кино на улицы
Самые запоминающиеся и вдохновляющие образы частенько сходят с экранов на улицы наших городов. Что-то становится классикой: белое платье восхитительной Мэрилин Монро, игриво стоящей на вентиляционной решетке, или романтичное платье в горошек Джулии Робертс в фильме «Красотка».
А образы героинь сериала «Секс в большом городе»?! Давно разобраны и вдохновляют не одну тысячу модниц.
Из последних кинематографических модных тенденций также можно привести хорошие примеры: розовый комбинезон из сериала «Бумажный дом» и спортивные костюмы в клетку из фильма Гая Ричи «Джентльмены». Возможно, именно сейчас кто-то проходит в этих образах мимо вас.
Автор: Кузнецова-Ислентьева Ксения