Мастерица из Москвы, Елена Дятлова, погрузила нас в мир лоскутного творчества и поделилась особенностями своих изделий.
Совсем недавно, 14 и 15 декабря, в Москве был организован рождественский маркет «Свояси», который объединяет современных творцов, горящих идеей и делом. Было невозможно пройти мимо уникальных лоскутных изделий Елены Дятловой: в них грамотно сочетаются яркие исконно русские образы и современные детали, делающие изделия актуальными и красочными. За плечами мастерицы огромный труд: бессонные ночи, упорная работа, участие в мероприятиях. Тематические выставки в Щелыково – еще одно достижение Елены. Ее работы, выполненные с большим трепетом и любовью, не могли оставить нас равнодушными.

Здравствуйте, Елена! Поделитесь, с чего начался ваш путь? Почему вы выбрали именно лоскутное шитье?
Здравствуйте! Все очень банально, путь начался с самого рождения. Моя бабушка прекрасно шила, все мои платья, сшитые ее руками, были как произведение искусства. Помимо этого, во времена моего детства дети от 3-4 до 13-14 лет все вместе гуляли без присмотра родителей, и я хорошо помню, как летом мы со старшими девочками шили одежду для кукол. Тогда за 10 копеек можно было купить маленького пупса. И в это же время у моей мамы был огромный мешок с лоскутами. Перебирать их было счастье! Мама хранила эти лоскутки для лоскутного одеяла, тогда я еще не знала, что это, но понятие о том, что это что-то уютное и доброе у меня зародилось. Позже, при переезде, мешок исчез, но идея о лоскутном одеяле осталась. Однажды я даже попробовала что-то сшить, не имея никакого представления, как это делать правильно: я просто сшила квадраты, вставила какой-то синтепон. Получилось так себе, мягко говоря. Прошло очень много лет и вдруг я увидела объявление о курсах лоскутного шитья. Ни сомнений, ни колебаний не было. Естественно, я пошла на эти курсы, где мне дали азы лоскутного шитья. Нам показывали разные блоки, однако это были только азы. Но как все сшить аккуратно и красиво? Как подобрать ткани? Как сделать стежку?

С какими трудностями вы столкнулись, будучи новичком в этом деле?
Во-первых, ткани были совсем не для лоскутного шитья. Они тянулись, линяли, да и цвета были так себе. Резали все ножницами, размечали обычной линейкой. Получалось чуть лучше, чем в первый раз, но все равно не то, что хотелось бы. Во-вторых, не хватало знаний о многих вещах, секретов, так сказать.
Что посоветуете начинающим мастерам, исходя из личного опыта?
Сначала важно найти хорошего преподавателя. Можно выискивать информацию по каплям в интернете, а можно потратить деньги и получить качественный объем знаний сразу. Кроме того, используйте правильные материалы. Современное лоскутное шитье — это совсем не про старые халаты и бабушкины кофты. Пользуйтесь специальными линейками и ножами, и тогда это принесёт удовольствие от работы, и конечный результат вас порадует, а не принесет разочарование. Также смотрите творения других мастеров. Насмотренность — очень важный момент. Даже если что-то не получилось в первый раз, анализируйте, повторяйте еще и еще. И, конечно, верьте в себя!
Для вас лоскутное шитье – больше про работу или про хобби?
До того, как я вышла на пенсию, однозначно, это было хобби. Я не знаю, как к этому относиться сейчас, наверное, это работа-хобби.
В вас так много энергии! Откуда вы черпаете вдохновение?
Я шью то, что хочется и столько, сколько я могу сделать. У меня нет изделий, которые повторяются. Каждая вещь рождается, как ребенок, и каждая, как ребенок, любимая. Мне просто очень нравится это делать. И если мои изделия нравится кому-то, то это вдвойне радует. Это как вода в колодце: ее берут, а новая, чистая и свежая, поступает. Это один из моментов вдохновения, — хочется делать еще и еще. Кроме того, я часто смотрю работы других мастеров, какие-то идеи беру себе. Стараюсь принимать участие в выставках, маркетах, — для этого нужно много работать, но это тоже вдохновляет. Прислушиваюсь к тенденциям моды. А еще сейчас такое количество красивых тканей! Невозможно не работать с ними.
Какая была самая сложная работа для вас?
Однажды я шила ватник. Каким-то образом спинку я вырезала и простегала от одной выкройки, а полочку от другой. Они получились еще и разных размеров, а ткани почти не осталось. Это был квест. Но пара бессонных, мучительных ночей, и идея пришла. Конечно, фасон пришлось менять. Бывает и такое.

Наверное, сложной работы у вас достаточно много. Как часто бывают выгорания в творчестве? Как справляетесь с ними?
Да, бывают. Справлюсь просто — меняю деятельность. Так как я занимаюсь еще и керамикой, то иду к гончарному кругу. А ведь глина — это особая красота.

Вы занимаетесь еще и керамикой, вас можно назвать достаточно разносторонним и творческим человеком. А кто вы по образованию?
По образованию я преподаватель английского языка, много лет преподавала в РУДН. Чтобы студенты не скучали, приходилось фантазировать, искать подход и способы их заинтересовать.
Как бы вы описали ваш стиль?
Думаю, это сочетание двух стилей, во-первых, это эко-стиль, — для своих работ я использую только 100 % хлопок. Во-вторых, это кантри. Деревенский стиль может быть и женственным, и современным: в таких жилетах и ватниках можно ходить как в городе, так и в деревне. Подобная одежда не только помогает пережить холодное время года, но еще и греет душу.


Наверное, отличительная черта вашего стиля — исконно русские образы на изделиях. Нельзя не обратить внимание на курочек на сумках, салфетках. Как вы пришли к такому стилю? Это случилось само по себе или стало следствием долгих раздумий?

Мне кажется, само лоскутное шитьё предполагает эту идею. Трудно сказать, где и когда оно зародилось, ведь есть много версий на этот счет. Одна из версий — раньше просто штопали порванную одежду. Тогда всегда старались использовать ткани с мелким рисунком, — это основное в лоскутном шитье. А вот куры настолько понравились, что я купила ткань, не зная, что из нее шить, и долгих раздумий не было, идеи пришли очень быстро. Это тот случай, когда все совпало.

Что для вас сложнее – продумать идею или воплотить ее в жизнь?
Бывает по-разному. Иногда приходит идея, и я долго думаю, как ее воплотить. Тогда ищу в интернете, как правильно сделать, — это занимает время. Делаю макеты, чтобы попробовать, и потом шью. А иногда ткань покупаю, и не знаю, что из нее шить. Я долго на нее смотрю, прикидываю, и вдруг приходит какая-то идея. И получается, на мой взгляд, интересная вещь.
Есть ли мастера, чьими работами вы вдохновляетесь в процессе творчества?
Мастера, чьи работы меня вдохновляют, конечно, есть. Если говорить про наших российских, то это, несомненно, Юля Доценко, Ксения Дмитриева, Оля Байгулова. У нас много хороших мастеров. А зарубежные известные мастера — это Ким Дил, Джиан Белл, Барбара Мервин.
Какую цель или мечту, связанную с лоскутным творчеством, вы бы хотели реализовать?
Их много. Мастерская! Я очень хочу иметь большую, светлую мастерскую. Кроме того, мечтаю научиться стегать на машине лонгарм. И, наверное, моя самая амбициозная мечта — это принять участие в каком-то серьезном проекте с большой, серьезной работой.

Как должна выглядеть мастерская вашей мечты? В каких условиях вам лучше всего получается творить?
Как выглядит мастерская моей мечты? Это мансардное помещение в моем собственном доме, с большими панорамными окнами, большим рабочим столом, со стеллажами для тканей, и где меня никто не отвлекает, потому что лучше всего мне работается в тишине или с легкой музыкой, иногда – с книгой.
Автор: Павлова Елизавета