Дизайнер и хейт: как выдерживать критику и травлю

Тварь я бесталанная или право на большую зарплату имею? У творческих людей самооценка и так часто нестабильна, и негативные отклики только подливают масла. Особенно от коллег. Почему мы так болезненно реагируем и как справляться с потоками критики?


Дизайнер и хейт: как выдерживать критику и травлю
freepik.com

Недавно прочитал статью на профессиональном ресурсе. В ней дизайнер поднял вопрос потолка своей зарплаты, сравнил свой доход с доходом курьера и пришел к неутешительным выводам: дополнительное обучение, новые программы и прочие «прокачки» могут лишь незначительно поднять ЗП в той компании, в которой человек трудится. До зарплаты московского курьера-доставщика ему никак не дотянуться. 

Автор размышлял: чтобы зарабатывать больше, нужно переходить в другие компании, работать на запад и вообще иметь раскрученный личный бренд. По сути, прописал типовую боль «фабричного» дизайнера. 

Поразило меня в этой статье не содержание (оно как раз стандартно и актуально для очень многих творческих людей), а реакции и комментарии прочитавших. Напомню, что статья размещалась на профессиональном ресурсе.

У автора стали требовать ссылки на портфолио, на ключевые кейсы. Один из комментаторов даже провел расследование: нашел работы и сообщил, что все плохо, ужасно и что даже та зарплата, которая платится автору, – излишняя. Другие высказались, что, если автору статьи не нравится дизайн, – «дверь там»! Вон из профессии. Следующие оппоненты сообщили, что у курьера работа намного тяжелее и опаснее. И финальное – что никнейм у автора неблагозвучный, и вообще КГ/АМ (с).

Как правило, после такой обратной связи у написавшего пропадает всяческое желание общаться с «единомышленниками» из своей профессии, при том что автор преследовал благую цель разобраться в карьерном целеполагании и услышать, как его коллеги по цеху решают проблему.

У меня недавно была похожая ситуация. Группа, которая была за семестр на занятиях 1 раз, сообщила, что учить людей я не умею. А все ведущие конкурсы, в которых выигрывали студенты под моим руководством, выиграны случайно – я тут вовсе ни при чем. Так-то!

Важно понимать, что любой человек, занимающийся творческой деятельностью, рано или поздно столкнется с потоком подобных комментариев и хейта. 

Как реагировать на хейт?

Тут важно понять одну неочевидную вещь: всё идёт от биологии. Нам повезло жить в одно время с потрясающим учёным Робертом Сапольски, который читает цикл лекций «Биология поведения человека». В этих лекциях вы сможете найти ответы на многие актуальные вопросы.

Первыми с точки зрения биологии разберём самих хейтеров.

Человек, который в ответ на безобидный вопрос начинает унижать достоинство или результаты деятельности другого человека, испытывает глубокую внутреннюю напряжённость. Как правило, люди, у которых все хорошо, либо промолчат, либо подскажут путь решения.

Цель нападающего – самоутвердиться за счёт другого, почувствовать себя лучше, поднять собственную значимость. Понять, что на комментарий есть реакция, а если реакция сильная – испытать прилив радости. Особое циничное наслаждение – «пролайкать» комментарии со схожими реакциями и присоединиться к травле, ощутить причастность к стае.

Нужно понимать, что это очень дешёвый дофамин для нападающего, но очень животный и приятный с точки зрения биологии.

Перейдем к объекту хейта

Большинство людей реагирует на негатив стандартно, воспринимая его как публичную критику и проявление агрессии со стороны других людей. Эти реакции находят отклик в теле в виде повышенного кортизола: зрение становится туннельным, дыхание – поверхностным, мысли – путаными. Человек впадает в крайне нересурсный транс. 

Наша лимбическая система воспринимает такие проявления как изгнание из стаи. В давние времена это практически гарантировало потерю статуса и смерть. Человечество выжило только благодаря стайности.

Если из десяти написанных комментариев два негативных, то они запомнятся значительно лучше позитивных. Эта особенность мышления называется негативной фильтрацией. Так наш мозг научился реагировать на вызовы, чтобы остаться живым.

Если получать подобные отзывы периодически и позволять негативным чувствам взять верх, то велик риск депрессии, тревоги и, как следствие, бессонницы. А бессонница может сломить даже самого стойкого. Многие впечатлительные люди начинают и вправду думать, что с ними что-то не так.

Для борьбы с подобными проявлениями есть отличная техника под названием «взмах». Она позволяет остановить в самом начале маховик раскручивания эмоций и отреагировать на ситуацию трезво.

Главное – определить триггер, спусковой крючок, который запускает реакцию. Это может быть конкретное слово, оценочное суждение, переход на личности, унижение достоинства или тот момент, который «триггерит» именно вас. У меня был знакомый, который впадал в лютое бешенство, когда его кто-то называл «сморчком».

Второе – усильте реакцию по максимуму. То есть увеличьте неприятную картинку или слово до максимума, проорите его, доведите до гипертрофированного размера. Прочувствуйте эмоцию. Как правило, уже на этом этапе становится легче. Но мы продолжим.

Третье – подумайте над тем, что вы хотите чувствовать взамен. Как это будет выглядеть, слышаться, пахнуть, ощущаться руками и на вкус. Прочувствуйте, погрузитесь и запомните.

Четвертое – резко физически или виртуально взмахните рукой при появлении негатива и замените его на позитивный образ, который вы запомнили. 

Повторять нужно до того момента, пока при появлении негатива вы не начнёте улыбаться. А это ой какая сильная позиция! Контрольную проверку нужно сделать через несколько дней.

И напоследок. Вы не тульский пряник, чтобы нравится всем. Быть самим собой и быть несовершенным – это нормально.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76