Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Как и футболом, гордиться отечественным автопромом приходится нечасто. Кажется, нарисовать роскошный автомобиль и запустить его в производство – что сложного? Вроде и дизайнеры есть талантливые, и экономические ресурсы в рамках импортозамещения можно подтянуть. Давайте разберем текущую ситуацию на рынке и реальные перспективы.


Рынок автомобилей в России переживает существенный кризис. Санкции выключили из производственной цепочки сборки в России множество иностранных брендов. Заводы Renault, Mercedes, Mazda и др. сменили собственников и перестали контролироваться головными компаниями. Это означает, что новые модели известных марок производиться в России в ближайшее время не будут. Те модели, о которых удалось договориться, возможно, останутся на конвейере, но время покажет.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

С точки зрения обывателя, автомобиль – это просто некий набор покупаемых за деньги функций. Функций с различным уровнем комфорта и проработки. При этом важно понимать, что автомобиль – это в первую очередь коммуникации и поставки между множеством производителей различных компонентов. Потребитель видит лишь финал.

У покупателя возникает закономерный вопрос: почему большинство российских автомобилей имеет слабую конкурентоспособность с крупными автомобильными производителями? Почему автомобили не такие красивые и почему модели не обновляются, как айфоны, каждый год?

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Автомобиль – это гигантский конструктор, в создании которого принимают участие десятки тысяч человек. Если широкими штрихами обрисовать путь появления нового автомобиля на свет, то получится примерно следующее: карьер с железной рудой – металлургический комбинат – отдел инженерной разработки – отдел дизайна – завод по литью пластмасс – завод стекла – завод по производству резины – электротехнический завод – отдел программирования – завод по производству тканей и фурнитуры – двигателестроительный завод – завод транмиссии – собственно, сам автомобильный завод, где производятся корпуса и происходит финальная сборка автомобиля – отдел качества – отдел испытаний – сеть дилерских центров – сеть фирменных станций технического обслуживания – склад и производство запчастей и расходников – юридический отдел. Даже предложение это прочитать трудно.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Итак, создание автомобиля – это комплексная работа. Приведенный выше список может дать ответ на множество вопросов касаемо дизайна автомобилей. Невозможно просто взять и нарисовать красивый новый автомобиль и запустить его в производство.

Выпуск нового автомобиля – это эталонная бюрократия. В создании автомобиля на крупном производстве дизайнер вынужден подстраиваться под условия, на которые он повлиять не в состоянии. Определенные запасные части, материалы, платформа с массогабаритными характеристиками, требования закона к расположению элементов на кузове автомобиля, эргономические ограничения, политика компании.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Бывают исключения, даже в России, когда производственные цепочки могут подстроиться под дизайнера. Такими примерами могут служить такие выдающиеся транспортные средства, как первый в России спорткар Marussia (главный дизайнер – Глеб Визель), вездеход «Шерп» Алексея Гарагашьяна, лимузин Aurus Юрия Черненко и некоторые другие, чаще военные, спецсредства.

Но это, к сожалению, лишь исключения.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

В силу забюрократизированности процесса, внесение существенных изменений в дизайн отечественных автомобилей проникает лишь по распоряжению, идущему с самых верхних уровней. Примером появления совершенно нового облика автомобилей может служить «АвтоВАЗ» во время работы над дизайн-кодом британца Стива Маттина, который занимал пост директора по дизайну Lada с 2011 до конца 2020 года: он стал автором нового дизайн-кода автомобилей Lada и создателем современного модельного ряда марки. У одного из главных конкурентов «Автоваза», марки Kia, есть характерная особенность решетки радиатора под названием «нос тигра», автором которого является дизайнер Питер Шраер. У «Лады» такого узнаваемого элемента не было. После прихода Стива Маттина произошло множество изменений в корпусе автомобиля, а также появился тот самый конкурентоспособный Xray, как шутят в России, «Лада-рентген». В этой модели мы видим характерную X-образную решетку радиатора и активные выштамповки на боковой проекции. Автомобили тольяттинского концерна получили новый выдающийся облик, который очень хорошо считывается.

Автомобиль – это эмоции. Все крупные автогиганты это понимают и стараются активно развивать свои центры промышленного дизайна, скупать специалистов со всего мира и развивать своих.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Во многих странах на законодательном уровне дается мощная поддержка именно сфере промышленного дизайна, т.к. именно этот вид дизайна способствует безопасной и комфортной жизнедеятельности. В России промышленный дизайн находится в настоящий момент в своей начальной стадии. Несколько крупных талантливых студий делят небольшой рынок промышленного дизайна, при этом крайне редко получают заказы именно на разработку облика транспортных средств. Большей частью они занимаются проектами в сфере медицины, инструментами и предметным дизайном.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Одни из самых интересных примеров для подражания находятся в Италии и во Франции. Из итальянских дизайнеров транспортных средств отдельно стоит выделить Луиджи Колани. Он смог взглянуть на облик автомобиля совершенно с другой точки зрения и крайне сильно повлиял на современное формообразование. Во Франции в компании Citroën промышленный дизайн – это целый культ. Ходят легенды о том, что именно в этой компании в серийных образцах автомобилей присутствует наибольший процент визионерских разработок из изначального концепта-скетча. На сайте компании сделана великолепная визуализация развития французского автомобильного дизайна с 1919 по 2022 г.г.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Для появления в России конкурентоспособного автомобильного дизайна необходимо форсировать дизайн-разработки и подстраивать под них производственные мощности, В этом случае есть шанс, что за несколько лет можно будет приблизиться к мировому уровню дизайна автомобилей.
Китай поступил именно так. Китайские автопроизводители перекупили специалистов по инженерии и дизайну из крупных автоконцернов и целиком выкупили компанию Volvo для доступа к современным технологиям. Затем на стыке технологий и дизайна вывели линейку новых конкурентноспособных моделей. Парадоксально, но современный автомобиль «Москвич» – это китайский автомобиль Jac JS4. Поменялся только логотип.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

С российскими производителями все так, но нужно переориентироваться на отработанный конкурентами формат разработки «автомобилей-эмоций».

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Технологии под дизайн, а не дизайн под технологии.

Если с этим утверждением нет внутреннего согласия, просто посмотрите на график капитализации компании Apple, которая возвела дизайн в культ.

Дизайн авто: что не так с российскими производителями

Прочтите биографию Стива Джобса, там подробно описано, как босой гений доводил до истерик целые инженерные отделы, заставляя технологии следовать дизайну, и в итоге создал одну из самых успешных компаний в мире.

В нашей стране есть множество талантливых инженеров и дизайнеров. Нужно дать им комфортные условия для работы и возможность воплощать концепты в жизнь.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76