Денис Леонов: «В Петербурге можно получить парфюмерное образование»

Не каждый день в России встретишь на своем пути парфюмера. Профессия эта редкая, во многом загадочная, удивительно интригующая и… скрытая от посторонних глаз. Парфюмеров мало, настоящих еще меньше, талантливых и успешных можно пересчитать на пальцах одной руки. Нам повезло.


Денис Леонов – человек глубоких и разносторонних знаний, с манерами петербургского аристократа и мягкой, обволакивающей харизмой средневекового алхимика, пришел в парфюмерию не сразу. Через медицинские кущи и литературные дебри, через чарующие анфилады музыки и пыльные скрижали истории, через волнующие путешествия, города, полные запахов, однажды он открыл эту дверь.

Как вспоминает сам Денис, оказавшись по делам возле Петербургского Университета – это здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной (кстати, высшее образование будущий Маэстро парфюмерии получил именно там, на кафедре истории русской культуры исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета), он случайно открыл в приложении телефона карты и увидел на них отметку парфюмерной школы. «Почему бы и нет?», — подумалось тогда. Кто бы тогда мог предположить, что уже через год новое увлечение приведет его во Францию, столицу мировой парфюмерии Граас, где он продолжит свое обучение и пройдет стажировку в старинной компании Galimard, а вскоре было основано и «Ателье авторской парфюмерии DLLD», генеральной идеей которого стало развитие именно художественного осмысления этого искусства.

Сегодня Денис Леонов не только известный парфюмер, чьи ароматы высоко оценены крупными политиками, бизнесменами, артистами и дизайнерами и даже целыми государствами (например, аромат «QATAR flavour» был эксклюзивно создан по заказу государства Катар для памятных подарков гостям Петербургского международного экономического Форума), он – основатель Академии парфюмерии, автор масштабного профессионального курса «Fragrance Create». Он увлечен идеей возвращения России такого уровня этого искусства (как известно, именно наши соотечественники в иммиграции после революции не только создали бессмертные ароматные шедевры, но многое привнесли в современную западную систему парфюмерного образования), которым она по праву гордилась долгие годы до октябрьского переворота.

Мы встретились и поговорили с Маэстро Леоновым подробнее о специфике профессии Парфюмера, о создании ароматов и многом другом, о чем даже не догадывается большинство из нас.

Денис Леонов: «В Петербурге можно получить парфюмерное образование»
Фотограф Даниил Рабовский

– Денис, как вы выбрали эту профессию, где и как учились?

В профессии я оказался почти случайно. Моё основное образование – университетское, исторический факультет. Наравне с этим занятия музыкой, живописью, языками и даже медициной – все это стало своеобразным фундаментом дальнейшего развития.

Многие годы я посвятил организации концертов классической музыки. И когда мое агентство стало работать почти самостоятельно, появилось свободное время. Тогда мне и подумалось: «Я столько времени и сил тратил в жизни на организацию чьей-то карьеры, гастролей, концертов, а что сам-то?» Узнав о том, что в Петербурге можно получить парфюмерное образование, я решил непременно этим воспользоваться. Сколько себя помню, я был особо восприимчив к запахам, любил собирать воспоминания и впечатления, фиксировать ауру мест, людей, событий, природных явлений. Во время обучения стало ясно, что у меня есть все шансы развить способности на профессиональном поприще. Окончив курс в Петербурге, я отправился во Францию, в Грасс, на родину парфюмерного искусства. В одной из старейших компаний – Галимар, прошёл персональный курс обучения. Все это в итоге привело к открытию собственного ателье, формированию пула клиентов и основанию Академии парфюмерии.

Денис Леонов: «В Петербурге можно получить парфюмерное образование»
Фотограф Даниил Рабовский

– Как вы тренируете и как бережете ваше обоняние? Может быть, существуют какие-то специальные приемы?

Существуют немало способов тренировки, но со временем нос настраивается на тонкое восприятие ингредиентов, словно преломляя общий поток, сообщает о каждом в отдельности. Когда я учился, постоянно ходил с образцами, сейчас же при знакомстве с новым запахом составляю его «профайл»: описываю общие ощущения, присваиваю персональную ассоциацию, определяю его положение в собственной иерархии ингредиентов. Парфюмерия и язык неразрывны: если литературный слог не развит, словарь беден, то невозможно создать ничего интересного. Так что тренировать стоит не столько нос, сколько интеллект и воображение. Но это больше относится к художнику-парфюмеру. А вот тому, кто посвятил себя созданию «бытовых» ароматов или синтезированию новых веществ, излишнее воображение может даже навредить.

Вы упомянули уже о своей Академии парфюмерии. Я знаю, что в ней учатся не только петербуржцы. Не могли бы вы чуть подробнее рассказать о вашей методике и особенностях работы Академии?

 С удовольствием. Тем более, что в последние годы преподавание все больше меня увлекает. Как известно, творчество и педагогика – совершенно разные темы, и некоторым довольно сложно их совмещать. Но мне повезло, видимо, хорошая педагогическая основа, которую дает СПБ университет, помогает как в организации процесса обучения, так и в соблюдении баланса между творческим и преподавательским. Скажу больше, педагогика – ее основа и опыт человека в учительстве очень важны. Можно быть замечательным художником, мастером, артистом… Но совсем не иметь тяги или дара к преподаванию.

Когда я готовил свой профессиональный курс FRAGRANCE CREATE, то подошел к этому процессу не только и не столько с творческой энергией, но в первую очередь с представлением о том, какие практические, технологические и организационные навыки должен получить ученик, чтобы обрести полную свободу в выражении своего художественного потенциала. При этом, курс наполнен обширным материалом философского, литературного, художественного, исторического и музыкального свойства. Это призвано развить воображение и фантазию. А моя персональная методика тренировки ольфакторной памяти, создание индивидуальных ассоциативных рядов и внимание к почти математической точности в составлении парфюмерных формул, видимо, и заставляют студентов из разных городов, и более того, стран – приезжать на обучение в Академию.

Сегодня среди моих выпускников уже немало успешных парфюмеров, некоторые из которых основали собственные компании, работают с частными клиентами, обслуживают крупные компании, ведут различные мастер-классы и выступают с лекциями. И конечно, самые успешные, интересные и творчески значимые выпускники преподают и в Академии.

Денис Леонов: «В Петербурге можно получить парфюмерное образование»
Фотограф Даниил Рабовский

– Создание ароматов сродни искусству. Принято считать, что парфюмеров в первую очередь вдохновляет природа. А что еще может вызвать творческий порыв?

Безусловно, природа – главный источник вдохновения. И не только для парфюмеров. Она влияет на всех: художников, поэтов, модельеров, композиторов… Что касается меня лично, огромное значение имеет также изобразительное искусство, поэзия, архитектура и, конечно, музыка. У меня, например, есть такой аромат в коллекции L’Empire russe – «Икона». Родился он, когда я в очередной раз оказался один на один с рублёвским Спасом в Третьяковской галерее. Его образ словно сошел с древней доски… Я даже не вполне помню, как записал формулу.

А еще вдохновляют вещи безусловные. Мне неизвестны люди, которые станут спорить, хороша ли «Весна» Боттичелли, чего не скажешь о банке супа Уорхола. Хотя в современном искусстве могут быть интересные явления и процессы.

Вдохновляет мода. Один из ароматов я создал под впечатлением от коллекции петербургского модельера Тани Котеговой, а потом мы сделали два аромата для её Дома. Всегда волнует музыка – Бах, Моцарт, Перголези, русская классика. Там есть всё! Мир и Вселенная.

Многое возникает в путешествиях. Так, коллекция ароматов «Naturalmente, Portofino!» не только была придумана на лигурийском побережье итальянской Ривьеры, но и посвящена настроениям, запахам и образу жизни этих благословенных мест.

В конечном счете, как отработает вдохновение и что послужит толчком к новой идее, нам не известно.

Денис Леонов: «В Петербурге можно получить парфюмерное образование»
Фотограф Даниил Рабовский

– К постановке оперы «Евгений Онегин» в Башкирском Государственном театре вы создали аромат «Onéguine. Ларина». Не могли бы вы рассказать об этом подробнее – очень редко мы слышим о чем-то подобном?

Этот проект совсем не случаен. Мой большой друг Иван Складчиков – главный художник Башкирского Государственного театра оперы и балета, предложил мне создать аромат для новой постановки Онегина. Аскар Абдразаков – выдающийся певец, художественный руководитель театра, всецело поддержал нашу идею сопроводить спектакль ольфакторным образом.

Работал над ароматом почти год. Кажется, это стало самым сложным в творческом смысле испытанием. В какой-то момент, не находя решения, готов был все бросить – ничего не отзывалось, все не складывалось. Видимо, чрезмерное погружение в тексты, музыкальную ткань и художественное оформление спектакля в какой-то степени прерывало полет парфюмерной мысли. И когда я уже было отказался от этой идеи, в голове возникла формула и какая-то неведомая сила погнала в лабораторию – сел и сделал.

Перед премьерой публике вручали блоттеры с ароматом, который раскрывался и менялся на протяжении всего спектакля, после чего аромат можно было приобрести. Очень многие были поражены этим эффектом, а уж от комплиментов и восторга публики даже было не по себе.

– Расскажите, как в целом строится работа парфюмера, от возникновения идеи до готового аромата?

По-разному. Если я создаю аромат или коллекцию, то тут один способ: это должно ко мне прийти, либо целиком, либо как замысел. Сейчас я работаю над коллекцией, и даже не представляю, сколько и какие в ней будут сюжеты. Я вижу некие, пока не очень конкретные идеи, и, когда они созреют окончательно, формула напишется сама. Обычно она возникает в таком виде, что, если и требует доработки, то минимальной. Проблема в том, что она может возникнуть либо на следующий день, после того как придуман образ, либо через пару лет.

Бывает и так: есть и образ, и формула, а что-то не устраивает, чего-то не хватает. Тогда нужно искать особый ингредиент. Он, может быть, из мириады известных и не приходить в голову, а случайно наткнёшься и – вот оно! Есть картина!

Когда работаешь с заказчиком, всё иначе. Человек или компания описывают пожелания, ты предлагаешь несколько вариантов, обсуждаешь какие-то нюансы и по необходимости вносишь изменения. Интересный случай произошел в 2021 году, когда эксклюзивно для Петербургского международного экономического форума государством Катар мне был заказан аромат «QATAR flavour». Не секрет, что в арабских странах, особенно, когда речь идет о таких эксклюзивных проектах, как «ольфакторный пейзаж» целого государства, существуют свои представления о том, чем именно должен быть наполнен запах. Как не сложно догадаться, это уд [один из самых редких и дорогих в мире парфюмерных ингредиентов, прим. авт]. Конечно, легче всего было пойти этой дорогой и создать одну из бесчисленных интерпретаций на восточную тему. Но прикосновение к краткой истории страны, архитектурному профилю столицы и характерным чертам уклада жизни народа породили совсем иную мысль, воплощенную в ставшем своеобразным гимном страны – титульного участника ПМЭФа. Посол Катара в России так оценил эту работу: «Так пахнет Доха, так пахнет Катар, так пахнет наша Родина!».

Денис Леонов: «В Петербурге можно получить парфюмерное образование»
Фотограф Даниил Рабовский

– Кажется, что работа парфюмера – это исключительно создание духов. В каких еще областях востребована ваша профессия?

Духи создают художники. Чтобы достичь такого статуса, кроме образования и кругозора, о котором я говорил раньше, надо обладать свободой фантазии. Но, как известно, пахнет – всё! И, конечно, парфюмерное искусство также неразрывно связано и с жизненным пространством человека. Меня невероятно увлекает «интерьерная парфюмерия». Сегодня это очень востребованное и экономически выгодное направление! Самые разные компании и бизнес-проекты заинтересованы в создании своего собственного, запоминающегося ароматического профиля.

Если мода и запах уже давно стали неразлучны, то в последнее время архитекторы и дизайнеры интерьеров зачастую уже на стадии проектирования обращаются к нам с запросом о создании ольфакторного сопровождения своих проектов. Не случайно Академия парфюмерии Дениса Леонова, став резидентом уникального архитектурного пространства Санкт-Петербурга – «Станции «Красный квадрат», созданной выдающимся российским архитектором и педагогом Андреем Литвиновым, получила приглашение в научно-технологический университет «Сириус» для проведения мастер-классов со студентами архитектурных вузов страны – участниками разработки концепции Университетского парка федеральной территории «Сириус».

Но не только такое практическое применение парфюмерии заслуживает внимания. Наука о запахах, ароматерапия и парфюмерия всё чаще становятся предметом исследования научных центров, специализирующихся на исследованиях в области когнитивных наук и психологии. И в этом мы с гордостью отмечаем нашу дружбу и сотрудничество с выдающимся русским учёным – Татьяной Владимировной Черниговской, с которой мы даже записали совместную лекцию в рамках курса Санкт-Петербургского государственного и Сбер университетов.

Сама парфюмерная промышленность – это гигантский рынок. Практически во всём, что окружает современного человека (от еды и напитков до ароматизации лако-красочной продукции) – абсолютно везде вы встретите результаты работы парфюмеров.

– Вы общаетесь с коллегами? Есть какие-то выставки, ярмарки, симпозиумы для парфюмеров?

Сейчас всё отчётливее стремление отойти от масс-маркета, определить индивидуальность, сообщить окружающему миру персональный код. Мне необходимо общение с теми, кто занимается поставкой ингредиентов, флаконов, спреев, упаковки. В презентации аромата клиенту иногда важнее, как выглядит готовый продукт, чем то, из чего именно ты его создал. Иногда удаётся посещать большие парфюмерные выставки в Милане, Флоренции, Париже и Токио – вот, пожалуй, основные из них.

Безусловно, мне всегда интересно, что делают коллеги в России, причем не только мои выпускники, но и независимые, пусть даже мало известные широкой публике, парфюмеры.

Денис Леонов: «В Петербурге можно получить парфюмерное образование»
Фотограф Даниил Рабовский

– Для нас парфюмерное искусство неизменно ассоциируется с Францией, а в каких странах еще оно развито?

Безусловно, Франция считается родиной и мировым центром парфюмерного искусства. Хотя итальянские мастера на протяжении всей истории развития парфюмерии спорят с этим утверждением. Мне очень интересно, что делают японские коллеги, ведь именно Япония, которую я люблю всем сердцем, является эталоном совершенного стиля и чувства баланса, где всё основано на глубоком философском контексте. Любопытно развиваются Испания и арабские страны.

И конечно Россия! Как известно, многие парфюмерные шедевры и международные компании были созданы выходцами из России. Страна, бывшая до революции в мировом авангарде парфюмерного искусства, постепенно и неуклонно возвращает забытый статус!

Академия парфюмерии Дениса Леонова — parfumacademy.ru.

Все фотографии предоставлены героем.

Александр Арунов

Тот Самый Брутальный Визажист

Beauty Influencer. Работал с ARMANI BEAUTY, TOM FORD BEAUTY, GUCCI BEAUTY. Вся информация предоставлена на сайте:

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76