Что такое хорошо и что такое плохо: как оценить качество визуальных коммуникаций

Сегодня обсудим наболевшую для многих тему. Дизайнер пытается сделать красиво, а заказчик требует все переделать. Кто прав? Иногда случается, что никто. Поговорим об объективных критериях качества продающего дизайна.


Владельцы бизнеса, маркетологи, дизайнеры – все те люди, которые принимают решение о визуальной составляющей продукта, регулярно сталкиваются с такой проблемой, как «вкусовщина». Среди дизайнеров ходит даже такой мем: кто быстрее перейдет в своих диалогах с заказчиком в позицию «упоротый фрик-дизайнер и урод в костюме». Но оставим шутки.

Способом разрушить систему адекватного визуального восприятия является так называемая «вкусовщина». Что же это такое и как с этим бороться? Чаще всего подобное явление появляется у начинающих предпринимателей в связи с большим количеством рисков и вложений в бизнес, страхом делегировать, мыслями о том, что все должно контролироваться одним человеком, т.е. основателем.

Что такое хорошо и что такое плохо: как оценить качество визуальных коммуникаций
Фото: dankmarketing

«Вкусовщина» – это ситуация, при которой верх берут личные пристрастия владельца, а не наукообразный подход к внешним коммуникациям и беспристрастное восприятие реальности.

Более крупные бизнес-проекты практически полностью передают эти задачи профессиональным маркетологам.

Любое качество дизайна оценивается исключительно при помощи продаж и/или взаимодействия с брендом с помощью метрики, это очень легко можно объяснить на примере такого вида дизайна, как UX/UI.

Что такое хорошо и что такое плохо: как оценить качество визуальных коммуникаций
Фото: dankmarketing
Что такое хорошо и что такое плохо: как оценить качество визуальных коммуникаций
Что такое хорошо и что такое плохо: как оценить качество визуальных коммуникаций

Гиганты вроде Microsoft, Apple и Google вкладывают огромные средства в улучшение пользовательских сценариев и внешнего вида своих продуктов, мельчайших деталей шрифтов, оттенков цветов, яркости, контрастности. Все это является методами конкурентной борьбы. Вы можете каждый раз замечать улучшения, обновляя телефон или планшет. Проверить результативность работы над продуктами этих транснациональных корпораций очень просто. Попробуйте взять телефон семилетней давности и им попользоваться. Гарантирую, количество раздражающих факторов увеличится довольно сильно. Есть такой тезис среди специалистов: хороший дизайн незаметен. Понаблюдайте.

«Если дизайн не решает проблему, то он ее создает»
(С. Хельмянов, российский дизайнер)

Этим слоганом можно пользоваться при оценке рекламного сообщения. Любой рекламный ход должен решать конкретную задачу.

Что такое хорошо и что такое плохо: как оценить качество визуальных коммуникаций
Фото: dankmarketing

Полезным инструментом в оценке дизайна могут служить следующие вопросы:

  1. Попадает ли по визуальному стилю рекламное сообщение в целевую аудиторию?
  2. Доносит ли дизайн до потребителя четкое конкретное требование с запросом, побуждением к действию? Что конкретно должен сделать реципиент после просмотра рекламы?
  3. Какие образы, исходя из требований рынка, должны присутствовать на макете: изображения, 3D-объекты, фотографии, шрифтовые гарнитуры? Соотносятся ли они с запросами целевой аудитории? Отстраивают ли от конкурентов?
  4. Чего вы хотите достичь данным рекламным сообщением?

Если ответы на эти базовые вопросы будут в основном логичными и положительными, а цели рекламы – понятными, то это означает, что макет имеет потенциал.

В идеальном мире каждый раз перед запуском рекламной кампании проводят количественные и качественные исследования рынка и потребителей, и на основании этой социологии выводятся требования к визуальным коммуникациям, приглашаются специалисты по психологии и внешние консультанты со свежим взглядом. При этом в полевых ежедневных условиях выживания российского бизнеса такую привилегию могут позволить себе единицы. В силу этого, владелец бизнеса развивает в себе навыки «шизофренирования», разделения на личности, для возможности всесторонней оценки макетов. Порой из-за этого возникают перегибы. Держать себя в разумных рамках помогут простые вопросы, приведенные выше, холодный расчет и, по возможности, внешняя экспертиза.

Что такое хорошо и что такое плохо: как оценить качество визуальных коммуникаций
Фото: unsplash.com

В очередной раз напомню всем владельцам бизнеса, дизайнерам и маркетологам фразу, помогающую пребывать в реальности: «Дизайн не должен нравиться, дизайн должен продавать».

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76