Что мы знаем о шляпах

Веками шляпа играла важную роль в обозначении статуса человека в обществе. Мода на головные уборы постоянно менялась. Фасон зависел от формы укладки волос. Сейчас все головные уборы носят сезонный характер: защищают от холода или солнечных лучей. А знаете почему?


Шляпа — головной убор, состоящий из тульи — покрывающей голову и полей, выступающей за края тульи. Шляпа может быть, как мужской, так и женской. Женский вариант обычно называют шляпкой. Шляпа может использоваться как средство защиты головы и волос (от осадков, ветра, солнца), а также может быть предметом искусного мастерства художника его создавшего.

Пример функционального назначения широких полей шляп относит нас к эпохе знаменитых французских мушкетёров. Шляпы с очень широкими полями защищала их от фекалий, которые выливали через окно прохожим на голову. А когда они снимали шляпу, здороваясь и кланяясь, благодаря нескольким движениями, стряхивали все, что головной убор собрал на улице.

Шляпы дам в истории моды способны поразить воображение любого.

С древнейших времен головной убор наделяли магическими свойствами: греки украшали голову воина или победителя соревнований венком из листьев дуба или лавра. Это был символ власти, успеха и богатства.

В XIII — XIV вв. шляпа уже становится предметом украшения. Используются различные материалы, украшения из перьев, цветов, драгоценных камней или разноцветные ленты. 

В XV — XVI вв. в моду вошли шляпы из соломы, позднее — из фетра. Фасон был перенят у мужчин. В качестве декора модницы использовали в том числе мех. Слово «шляпа» фигурирует в огромном количестве крылатых выражений. Словосочетание «дело в шляпе» относится к XVI веку. Во время суда на Руси в шапку клали восковые шарики, и тяжбу выигрывал тот, кому принадлежал первый вынутый шарик. Со временем это выражение стало синонимом успешного завершения дела.

В это же время модницы стали носить на голове персидские тюрбаны очень ярких цветов. Декорировали их драгоценными камнями и перьями птиц. Также в XVI веке впервые появляются чепцы. Благодаря чепцу на свет появились береты, шляпы ток и модели схожие с цилиндрами. Впоследствии они стали прародителями цилиндров.

Персидский тюрбан                                      Чепец

В XVII веке Франция становится столицей мод, где были популярны треуголки. И уже в XVIII века в моде были маленькие круглые шляпки-токи и аккуратные чепцы.

Шляпы XVIII века – это шедевры дизайнерской мысли. Аристократки украшали свои головы цветочными клумбами, кораблями и райскими садами с птицами.

Журнал «Вестник моды для          Библиотека Конгресса. Дама в
шляпе, модисток», 1891 г. США,1898 г.
Мода 1909-1913 гг.

Как пишет историк моды Александр Васильев в своей книге «Судьбы моды»: «Шляпы и ввели в моду, и вывели из нее сами женщины. Для начала дамы остриглись коротко в эпоху Первой мировой войны и тем самым лишили себя возможности носить шляпы, приколотые шляпными булавками к прическам. Потом сели за руль автомобиля и упразднили поля шляп, мешавшие им на дорогах, а потом, в 1968 году, «захиповали» и предпочли длинные волосы традиционным шляпкам их дам».

В советской России важно отменить творчество Дома Вячеслава Зайцева и его уникальные и величественные шляпы. Хотя шляпы в стране считались буржуазным пережитком прошлого и их изготовляли шляпницы-надомщицы.

Сегодня шляпки можно встретить на скачках, на голове британской королевы Елизаветы II, при посещении церкви или на венчании.

Свадебная широкополая белая шляпа, бренд ФетишЪ

Веками шляпа играла важную роль в обозначении статуса человека в обществе. Сейчас найти оригинальную шляпку не составит труда.

Например, российская марка головных уборов ручной работы Фетишъ, основанная в 2017 году дизайнером и кутюрье, Дарьей Токаревой, выражает индивидуальность каждого человека, свою любовь к неповторимым образам и деталям.

Семья привила любовь к необычным, элегантным и ярким образам. Когда Дарье было около 3-5 лет, ее бабушка подарила ей первую шляпку, а дедушка делал шапки ушанки. Поэтому выбор очевидно пал на создание шляп.

Шляпа с россыпью звёзд, пришитых вручную

В ассортименте головных уборов Фетишъ представлены шляпы (преимущественно модели федора/канотье), практически любую форму можно изготовить на заказ и в том числе для детей, кепи, береты, ободки — и все ручной работы. Производство шляп находится в Москве, Дарья сама подбирает материал (иногда из Италии, Америки, Бали, Турции), добавляет фурнитуру, ленты, аксессуары, краски. Как правило используется фетр, велюр, солома, водоросли, синамей и другие материалы.

«Наша специфика, создание головных уборов, не такая распространенная сфера, как, например, производство одежды. Конечно же, специалистов в этой области мало. Мы постоянно находим новые способы развития, несмотря ни на что», — прокомментировала Дарья.

Молодой бренд уже участвовал на неделе моды в Москве, работал с глянцевыми журналами и изготовили шляпы под заказ для участниц королевских скачек. Дарья добавила, что ей хотелось бы создать коллекцию приуроченной, например, к творчеству Ван Гога или Сальвадора Дали: «Представьте, если подкладка внутри шляпы будет выполнен с нанесением картин великих писателей изобразительных искусств!».

Современные дамы и модницы могут использовать шляпку как способ проявления своей уникальности и индивидуальности. Этого можно достичь путем поиска своих любимых материалов, цветов и фактур. Во всем этом вам поможет бренд Фетишъ: «Ведь мы изготавливаем шляпы ручной работы по индивидуальным меркам и запросам. Масс-маркет не плох, но если не хочешь быть как все — Welcome to Fetish Hat!» — рекомендует Фетишъ.

Шляпа таблетка ручной работы       Авторская шляпа с красками

Увлекательное путешествие в мир красоты и самовыражения, понимания себя, постоянного расширения своих представлений о мире и выбор в пользу собственных ценностей женщины разного возраста, рода деятельности и убеждений найдут в гостях у бренда Magiamanus.

Их головные уборы не имеют типовых решений. Здесь можно найти классические формы как канотье или федора. Но их вариации богаты на столько, что для каждой гостьи команда Magiamanus создаст «правильную» шляпу. Что же касается разнообразия изделий, то здесь представлены все виды моделей для создания красивого и функционального шляпного гардероба. Это, согласно собственной типологии Magiamanus, козырьковые модели, малые формы, шляпы с полями. А возможности декора просто безграничны.

Основателя бренда, дизайнера Анастасию Любимову, всегда интересовала история шляпного дела от появления головных уборов как абсолютно функционального предмета гардероба до его возведения в ранг искусства и знака социальных отличий. Однако, девиз ее бренда – оптимализм и основной задачей для себя она видит популяризацию шляп. А это значит, что головной убор должен соответствовать современным реалиям и потребностям женщин, не быть оторванным от жизни. Таким образом, главным источником вдохновения для творчества Анастасии являются ее современницы.

Анастасия поделилась, что у каждой создаваемой ею модели есть своя история и замысел, ведь каждая форма несет в себе определенные «послания», вызывает эмоции, рождает ассоциации, создает настроение. Большинство идей ей подарили путешествия. Например, прототип драйвовой неординарной кепи Куба был увиден Анастасией на Ибице. На одном мероприятии она пришла в восторг от головного убора диджея и тут же создала эскиз новой колодки. Кепи сразу стала и по сей день остается бестселлером бренда.

У Magiamanus есть так же красивая история, связанная с выбором названий для головных уборов: «Если смотреть на город сверху и представить, что это океан людей, машин, зданий, находящийся в вечном движении, то женщина в шляпе — это прекрасный остров в этом океане. И находясь рядом с такой женщиной непременно захочется замедлить бег, полюбоваться, вдохновиться, сделать комплимент. Так родилась идея всем головным уборам Magiamanus дать имена островов. Корсика, Лонг-Айленд, Сомерсет, Ньюфаундленд, Лампедуза – согласитесь, само название моментально включает воображение и задает настроение» — поделилась Анастасия.

Своим любимым российским женщинам Анастасия рекомендует: «Я лучше всех знаю о том, какие сложности испытывают женщины с подбором головных уборов: сколько мыслей, чужих мнений, стереотипов роятся в голове и заставляют раз за разом делать выбор в их пользу, отказываясь от собственных желаний.

Magiamanus это уникальное пространство в столице, где благодаря максимальному разнообразию форм, собственной методике подбора шляп, чуткости к каждой женщине с ее личной историей возможно создать свой собственный шляпный гардероб».

Фото предоставлены брендами.

Елена Маляренко

Автор

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: [email protected]

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76