Александр Ивасенко: “Мне нравится грубость форм. Следы ручного труда сегодня –  новая роскошь”

О себе, о кониках, о вдохновении.


Александр Ивасенко: “Мне нравится грубость форм. Следы ручного труда сегодня –  новая роскошь”
Фото автора

Нечасто в обыденной суете мы обращаем внимание на русское, традиционное, родное. Деревянные скульптуры Александра Ивасенко – не просто произведения искусства, а напоминание: полна талантами российская земля.

Расскажите о вашем детстве. Есть какая-то история, которая подтолкнула начать творить?  Кто был вашим проводником в мир творчества?

— Мой отец был шахтером, но увлекался коллекционированием альбомов по западноевропейскому искусству. Оно, безусловно впечатляло, но в какой-то момент я понял, что оно мне не очень нравится. Экзальтированность, неестественные позы и зацикленность на телесности меня не впечатляли. Меня привлекало более лаконичное древнерусское искусство, с которым я познакомился уже после переезда с Украины в Горький. В 14 лет я влюбился в русскую храмовую архитектуру и особенно в белокаменные храмы XII века Владимиро-Суздальского княжества, и лет в 16 я начал вырезать из дерева львов, копируя их с репродукций белокаменной резьбы. По сути дела, я учился резьбе в библиотеке, по книгам. Сидя в читальном зале детской библиотеки, я открыл для себя  Васнецова и Нестерова, с их уникальным русским стилем. Ещё мне попались книжечки для детей по народному искусству Русского Севера, где я прочитал про прорезную бересту, для создания которой используются простейшие инструменты. Так я надолго увлекся резьбой по бересте. Потом ко мне присоединился мой старший брат, и вместе с ним мы делали разные предметы церковной утвари украшая их берестой, росписями и жемчугом.

Александр Ивасенко: “Мне нравится грубость форм. Следы ручного труда сегодня –  новая роскошь”
ivasenkowood

Что в первую очередь важно для вас в выборе материала? Какие у вас сейчас любимые инструменты?

— Материал беру тот, который соответствует задумке, но надо понимать, что у каждого материала свои особенности и ограничения. Для сложной резьбы лучше мягкие породы дерева, для простых форм и несложного орнаментирования хорошо подходит сосна, особенно старинная, из разбора домов. Красивые вещи из дуба и ясеня, из вяза, но эти породы довольно сложные в обработке. Сейчас любимый инструмент — топор и нож.

Расскажите, где вы черпаете вдохновение?

— В первую очередь, это русская средневековая архитектура, храмовая белокаменная резьба и церковное искусство. Я убежден, что источником вдохновения и образцом для крестьянских мастеров было именно оно. Если сейчас самые роскошные и визуально насыщенные здания — это торговые центры, то в 19 веке для крестьянской России такими зданиями были церкви, расписанные изнутри и снаружи. И по сей день в наших городах церкви остаются самыми яркими и гармоничными постройками.

И второй немаловажный источник вдохновения — крестьянская эстетика. Рядовые бытовые вещи делались простыми, но настолько гармоничными, что сейчас они стоят в музеях и восхищают ценителей.
Мне нравится грубость форм, следы обработки, следы топора на крестьянской мебели и утвари. Эти следы ручного труда в наше время пластиковых реплик воспринимаются как новая роскошь.

У меня довольно большая библиотека альбомов по русскому стилю в архитектуре, искусству, игрушке, вышивке…  Я периодически просматриваю их, стараясь прочувствовать тот самый русский дух и сохранить в своих работах преемственность по отношению к нашему богатому наследию.

Александр Ивасенко: “Мне нравится грубость форм. Следы ручного труда сегодня –  новая роскошь”
ivasenkowood

Почему выбрали именно образ лошади, да еще и с такой непривычной формой слова – коник?

— Коник – ну, потому что «лошадь» или «конь»  не очень подходят, а «коник» – самое то! А если серьезно, то деревянные лошадки – это самая традиционная детская игрушка и на Русском Севере, и других местах – неслучайно в раскопках, начиная со времён древнего Египта и Рима, находят игрушечных лошадок. К тому же у коней красивый и узнаваемый силуэт, с которым можно работать – посадить на него всадника, например.

Заложен ли какой-то смысл в орнаментах?

— Меня вдохновляют орнаменты с прялок, мордовских свадебных сундуков. Наши этнографические музеи — прекрасный источник вдохновения! Изначально орнаменты были упрощенным графическим изображением окружающего мира, но в наше время в орнаментах важнее их визуальная уместность, а не какой-то скрытый смысл. Я не сторонник поиска тайн в декоре, особенно задним числом.

— Придумываете ли имена своим работам?

— Иногда имена придумываются, иногда нет, это зависит от настроения и истории создания вещи — иногда она интересно звучит, иногда нет. Это процесс не очень прогнозируемый.

— Бывают ли сложности? Как вы справляетесь с ними?

Главная сложность – усталость, когда начинает казаться, что ты занимаешься чем-то бессмысленным. В такие моменты надо делать перерывы и переключаться на другую деятельность, если есть такая возможность.

Александр Ивасенко: “Мне нравится грубость форм. Следы ручного труда сегодня –  новая роскошь”
ivasenkowood

Помните ли вы свою первую работу?

Первая работа у меня хранится, она довольно убога, это был силуэтный коник, просто из старой мощной доски, максимально брутальный.

А из последних работ, что-то себе оставляете?

— Свою коллекцию личную я не создаю, потому что ее негде  хранить, поэтому приходится расставаться с вещами, если их хотят купить. Хотя моя жена просит дарить ей некоторые работы, и она умудряется находить им место.

Планируете ли передавать свое мастерство будущим поколениям?

— Учеников я не беру, хотя есть такие запросы. Но у меня пока что нет ни  желания, ни интереса к преподавательской деятельности.

Александр Ивасенко: “Мне нравится грубость форм. Следы ручного труда сегодня –  новая роскошь”
ivasenkowood

Где можно увидеть вас и ваши работы в ближайшее время?

— На 2025 год уже есть несколько интересных предложений по выставкам и проектам, но пока рано об этом говорить — надо сначала сделать работы, которые будут соответствовать уровню этих проектов. Это достаточно непросто с технической стороны,  поэтому я пока воздержусь от анонсов.  

Что бы вы пожелали нам и нашим читателям в наступающем новом году?

— В новом году желаю всем нам интереса к жизни, мира и творческой энергии!

Автор: Анна Иванова

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ

По всем вопросам сотрудничества пишите: [email protected]. Мы в соцсетях: @designersfromrussia #designersfromrussia #dfr

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76