Не дай себя обмануть! Когда вокруг слишком много информации, мы все как потребители совершаем необдуманный выбор. Точнее, выбор, сделанный для нас маркетологами и дизайнерами. Как научиться не только распознавать манипуляции, но и применять их в своей работе?
Начинаем цикл статей про когнитивные искажения в дизайне. Как данные знания помогут сделать ваши дизайн-макеты лучше? Начнем с серии когнитивных искажений, посвященных одной из главных проблем дизайнера – структурирование слишком большого количества информации.

Предвзятость внимания
Это когнитивное искажение объясняет, как на восприятие человека влияют избирательные «предвзятые» факторы.
Человек, находящийся в повседневном трансе, не способен замечать альтернативные варианты в предлагаемой ему ситуации. Это любимое когнитивное искажение разномастных мошенников. Поступки человека подчиняются алгоритмизированному шаблону для получения ставшего привычным вознаграждения. Яркий пример тому – футбольный фанат. Когда болельщик замечает цвета любимой команды, мозг получает порцию эндорфинов. При этом другие команды могут играть нисколько не хуже и выглядеть даже привлекательнее.
Зная эту особенность работы внимания, можно намеренно акцентировать внимание человека на значимых для него раздражителях, а затем объяснить наглядно и подробно, что существуют другие варианты.
Данное когнитивное искажение необходимо знать всем дизайнерам, которые выводят новые продукты на рынок.
«Эвристика доступности» или «эвристика наличия»
Когнитивное искажение, с которым часто приходится сталкиваться дизайнерам. Связано оно с тем, что у респонденов уже имеется некоторый набор выводов относительно какого-то события или товара/предмета. Их они получили на основании имеющегося жизненного опыта. Связано это не с привычкой ассоциировать объект с удовольствием, как в предыдущем случае, а именно с желанием иметь по конкретному вопросу свое мнение.
Продавцы часто пользуются данной уловкой, создавая массированный поток рекламы по множеству каналов. Несколько недель «бомбардировки» названием товара или услуги, и люди, пришедшие в магазин, предпочтут именно его, в силу того что будут считать уже знакомым.
Еще один пример, не связанный с дизайном, но наглядный. Многие люди очень боятся летать на самолетах, насмотревшись фильмов с катастрофами, но при этом предпочитают передвигаться на автомобилях. Суть в том, что передвижение на автомобиле примерно в 200 раз опаснее самолета.
Вывод для дизайнеров – иногда для поддержки дизайна вашего товара нужна массированная рекламная кампания.
Эффект иллюзорной правды
Когнитивное искажение, которое частично основывается на «эвристике наличия», но имеет свои особенности. Можно перефразировать и назвать его «эффектом коллективной правды». Если люди вокруг говорят о товаре/услуге/человеке, то значит, они с ним знакомы и, соответственно, этому товару/услуге/человеку можно больше доверять.
Римский политик Марк Порций Катон каждое своё выступление завершал фразой «Карфаген должен быть разрушен!» Повторял он это регулярно, со временем римляне прониклись этой фразой, и в итоге цветущий финикийский город действительно был разрушен.
Эффект знакомства с объектом
Это когнитивное искажение мы описывали в одной из статей. Был приведён в качестве примера эксперимент, в рамках которого регулярно в аудиторию на занятия начал приходить человек в черном мешке, и через несколько недель студенты привыкли к нему настолько, что не могли представить себе пары без присутствия незнакомца. В русском переводе этот эффект еще называется «эффектом панибратсва». Очень емкое и говорящее определение. Иллюзия того, что вы знакомы с человеком или предметом давно и долго и можете друг другу доверять.
Пример – молочные продукты «Простоквашино». Производители взяли популярный и любимый образ кота Матроскина и поместили его на упаковку. Покупатели видят знакомого с детства героя и автоматически испытывают доверие к товару.
Планируется цикл статей про когнитивные искажения. Следите за новыми материалами каждую пятницу!
Все изображения сгенерированны искусственным интеллектом.