4 когнитивных искажения, о которых должен знать каждый дизайнер

Не дай себя обмануть! Когда вокруг слишком много информации, мы все как потребители совершаем необдуманный выбор. Точнее, выбор, сделанный для нас маркетологами и дизайнерами. Как научиться не только распознавать манипуляции, но и применять их в своей работе?


Начинаем цикл статей про когнитивные искажения в дизайне. Как данные знания помогут сделать ваши дизайн-макеты лучше? Начнем с серии когнитивных искажений, посвященных одной из главных проблем дизайнера – структурирование слишком большого количества информации.

4 когнитивных искажения, о которых должен знать каждый дизайнер

Предвзятость внимания

Это когнитивное искажение объясняет, как на восприятие человека влияют избирательные «предвзятые» факторы.

Человек, находящийся в повседневном трансе, не способен замечать альтернативные варианты в предлагаемой ему ситуации. Это любимое когнитивное искажение разномастных мошенников. Поступки человека подчиняются алгоритмизированному шаблону для получения ставшего привычным вознаграждения. Яркий пример тому – футбольный фанат. Когда болельщик замечает цвета любимой команды, мозг получает порцию эндорфинов. При этом другие команды могут играть нисколько не хуже и выглядеть даже привлекательнее.

Зная эту особенность работы внимания, можно намеренно акцентировать внимание человека на значимых для него раздражителях, а затем объяснить наглядно и подробно, что существуют другие варианты.

Данное когнитивное искажение необходимо знать всем дизайнерам, которые выводят новые продукты на рынок.

«Эвристика доступности» или «эвристика наличия»

Когнитивное искажение, с которым часто приходится сталкиваться дизайнерам. Связано оно с тем, что у респонденов уже имеется некоторый набор выводов относительно какого-то события или товара/предмета. Их они получили на основании имеющегося жизненного опыта. Связано это не с привычкой ассоциировать объект с удовольствием, как в предыдущем случае, а именно с желанием иметь по конкретному вопросу свое мнение.

Продавцы часто пользуются данной уловкой, создавая массированный поток рекламы по множеству каналов. Несколько недель «бомбардировки» названием товара или услуги, и люди, пришедшие в магазин, предпочтут именно его, в силу того что будут считать уже знакомым.

Еще один пример, не связанный с дизайном, но наглядный. Многие люди очень боятся летать на самолетах, насмотревшись фильмов с катастрофами, но при этом предпочитают передвигаться на автомобилях. Суть в том, что передвижение на автомобиле примерно в 200 раз опаснее самолета.

Вывод для дизайнеров – иногда для поддержки дизайна вашего товара нужна массированная рекламная кампания.

Эффект иллюзорной правды

Когнитивное искажение, которое частично основывается на «эвристике наличия», но имеет свои особенности. Можно перефразировать и назвать его «эффектом коллективной правды». Если люди вокруг говорят о товаре/услуге/человеке, то значит, они с ним знакомы и, соответственно, этому товару/услуге/человеку можно больше доверять.

Римский политик Марк Порций Катон каждое своё выступление завершал фразой «Карфаген должен быть разрушен!» Повторял он это регулярно, со временем римляне прониклись этой фразой, и в итоге цветущий финикийский город действительно был разрушен.

Эффект знакомства с объектом

Это когнитивное искажение мы описывали в одной из статей. Был приведён в качестве примера эксперимент, в рамках которого регулярно в аудиторию на занятия начал приходить человек в черном мешке, и через несколько недель студенты привыкли к нему настолько, что не могли представить себе пары без присутствия незнакомца. В русском переводе этот эффект еще называется «эффектом панибратсва». Очень емкое и говорящее определение. Иллюзия того, что вы знакомы с человеком или предметом давно и долго и можете друг другу доверять.

Пример – молочные продукты «Простоквашино». Производители взяли популярный и любимый образ кота Матроскина и поместили его на упаковку. Покупатели видят знакомого с детства героя и автоматически испытывают доверие к товару.

Планируется цикл статей про когнитивные искажения. Следите за новыми материалами каждую пятницу!

Все изображения сгенерированны искусственным интеллектом.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76