О женском лидерстве в науке, личном бренде и важных качествах ученого.
В рамках проекта «Колба» глава национального отделения «Женщины атомной отрасли» — Евгения Еньшина обсуждает актуальные вопросы в сфере науки и технологий с женщинами-учеными. В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась:
Ирина Балаж — старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики микроорганизмов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», лауреат премии «Колба 2023» номинация «Медицина».
С чего начался ваш путь в науку?
Всерьез я задумалась о профессии ученого, когда училась на втором курсе медицинского университета. Будущим врачам необходимо освоить большой объем информации о патогенезе различных заболеваний и подходов к их лечению и научиться применять полученные знания в клинической практике. В какой-то момент я задумалась о том, что весь этот объем биомедицинских знаний был до этого кем-то сгенерирован, кто-то написал книги, по которым мы учились, кем-то была проведена большая научно-исследовательская инновационная работа, сформировавшая современные подходы к лечению пациентов. Появился интерес заниматься научно-исследовательской работой, освоить профессию врача-ученого, чтобы иметь возможность участвовать в разработке новых лекарственных препаратов, исследовании патофизиологических основ профилактики и лечения заболеваний, формируя медицину будущего.
Вначале я стала принимать участие в научно-исследовательской работе в рамках студенческого научного общества. На последних курсах университета появилась возможность работать в более серьезных научных проектах в качестве сотрудника лаборатории микробиологии, вирусологии, иммунологии и клинической лабораторной диагностики. Сразу после окончания университета поступила на PhD программу в Медицинском университете Граца, которую с отличием закончила, защитив диссертацию и получив ученую степень PhD. Работала также в университете Эдинбурга.
На что направлена ваша профессиональная деятельность?
Я работаю старшим научным сотрудником в лаборатории молекулярной генетики микроорганизмов в НИЦ «Курчатовский институт». В мои профессиональные обязанности входит планирование и проведение экспериментов, анализ данных и интерпретация результатов, написание статей в научные журналы, выступления на конференциях, руководство дипломными работами студентов.
Личный бренд – одна из актуальных тем сегодня. Что вы можете сказать о необходимости и специфики формирования личного бренда ученого?
Если я правильно понимаю определение «личный бренд» в данном контексте, то, мне кажется, что для работающих в академической науке ученых – это часть профессии. Они стремятся опубликовать результаты своих исследований в известных научных журналах с большой читательской аудиторией и высоким уровнем цитируемости. Успешные ученые рано или поздно становятся узнаваемыми в научном сообществе, формируют свою научную группу и научную тематику, выступают на конференциях. Наверное, в этом можно провести параллель с формированием личного бренда.
Возможно, несколько другая ситуация складывается у ученых, которые занимаются научной работой в индустриальных компаниях. Там исследователи больше растворяются в корпоративном бренде, имеют меньше возможностей формировать личный бренд, так как научные результаты в данном случае представляются от лица компании, а не конкретного человека, который участвовал в работе над проектом.
Имея за плечами международный опыт, что важного можете отметить для себя в научных подходах в проектах?
Опыт работы в разных научных группах, в разных научно-исследовательских институтах полезен для ученого. В каждой лаборатории используются разные методики, может быть разное оборудование, может отличаться стиль работы и взаимодействия в коллективе. Мой опыт работы, в том числе международный, позволяет мне объединить в своей текущей работе лучшее из того, чему я научилась, работая в разных лабораториях.
Что должно случиться, чтобы вы отказались от своей цели?
Если я пойму, что она больше не имеет смысла. У меня были ситуации, когда поставленные цели со временем теряли актуальность, так как на пути к ним был приобретен новый жизненный опыт, который по-другому расставлял приоритеты.
Как вы относитесь к женскому лидерству в науке? Были ли у вас сложности на профессиональном пути?
Человек, занимающий лидирующую позицию в науке, должен обладать высоким профессионализмом, большим опытом работы, значительными научными достижениями. И не важно, мужчина это или женщина, у всех должны быть равные возможности для профессионального развития.
Я не испытывала каких-то дополнительных сложностей на своем профессиональном пути, связанных с тем, что я женщина-ученый. Прозвучит парадоксально, но наиболее дискомфортно мне было находиться в профессии, когда все мои коллеги были женщины-ученые. Однако, мне кажется, из этого не стоит делать глобальные выводы, так как это скорее стечение обстоятельств и мой индивидуальный опыт.
Какие качества помогают вам двигаться вперед?
Могу выделить чувство ответственности, трудолюбие и упрямство в хорошем смысле. Для ученого важно ответственно относиться к своей работе, качественно ее выполнять и никогда не сдаваться, если что-то сразу не получается. Следуя этим правилам, можно достичь интересных и важных научных результатов.
Бывали ситуации, в частности в аспирантуре, когда длительные и изнурительные эксперименты по 12-16 часов в сутки по разным причинам не становились успешными. Тогда казалось, что проект идет в никуда. Возникало чувство фрустрации, падала мотивация, даже появлялись мысли, что нужно уходить из науки. В такие моменты очень помогали эти три качества – трудолюбие, ответственность и упрямство, чтобы не сдаться и идти дальше.
Какие ваши планы на будущее?
Мне хотелось бы дальше развиваться в академической науке. Я планирую продолжать работу над текущими научными проектами и реализовывать новые, получать научные гранты, в том числе в направлении трансляционных исследований, которые имеют прикладное значение для медицины. Мне интересно заниматься преподаванием и развиваться в этом направлении.