Женщины в науке: «Нужно любить всем сердцем свое дело»

О наставничестве, командной работе, интересах молодого поколения и личных качествах ученого.


В рамках проекта «Колба» глава национального отделения «Женщины атомной отрасли» — Евгения Еньшина обсуждает актуальные вопросы в сфере науки и технологий с женщинами-учеными. В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась: 

Женщины в науке: «Нужно любить всем сердцем свое дело»

Юлия Берестнева -кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории анализа почв ФНЦ агроэкологии РАН, руководитель гранта РФФИ, лауреат премии Литвиненковские чтения — 2016, 2020, участник IX Стажировки молодых ученых и специалистов стран СНГ, член президиума Инновационного совета молодых ученых ФНЦ агроэкологии РАН, лауреат премии «Колба» 2023 номинация «Экология».

Традиционный вопрос — как вы пришли в науку?

Наукой я захотела заниматься на третьем курсе Донецкого национального университета, когда нас начали распределять по кафедрам и прикреплять к научным руководителям. У меня началась своего рода научная жизнь: конференции, исследования и эксперименты, апробирование данных, научные дискуссии. Меня это увлекло, и я решила, что буду поступать в аспирантуру и продолжать свою научную деятельность.

Интересно. Вы стали кандидатом химических наук. Что дает защита диссертации? 

Диссертация – это долгий путь, который подготавливает ученого: дисциплина, планирование, умение вести дискуссию с оппонентом, защита своего научного труда. Эти навыки закаливают человека. 

Как вы считаете, научный руководитель и наставник – это два разных человека? 

Женщины в науке: «Нужно любить всем сердцем свое дело»

Бывают разные случаи. У меня был именно наставник, который всегда поддерживал и разговаривал со мной. Даже если я была не права, он делал так, что к этому выводу я приходила сама. Можно сказать, у меня было даже два наставника, которые подготавливали меня к защите. С ними я до сих пор работаю и прислушиваюсь к их мнению. 

Я знаю, что у моих знакомых научный руководитель не оказывал поддержки, не давал обратной связи по идеям, гипотезе исследования, оформлению. Когда это чисто формальность, то он и не нужен вовсе.

Нужно ли развивать школу научного наставничества?

Да, в наставниках есть большая потребность, потому что иногда происходит путаница в мыслях, потеря видения дальнейшего, перспективы своей работы, цели и, как следствие, выгорание. Наставники и менторы могут поддержать и помочь сделать правильный выбор. 

Зачем ученому вести общественно-научную деятельность, например, выступать на конференциях?

Чтобы показать свои достижения, подчеркнуть какие-то новые идеи в научной дискуссии, расширить кругозор и коммуникационные связи. Когда вас отмечают какой-то наградой, появляется желание двигаться дальше в этом направлении. А на начальном пути выступления закаляют силу духа. 

Чем вы сейчас занимаетесь? 

Наша организация является высшей сельскохозяйственной. Сейчас у нас есть большой всероссийский проект – единая национальная система мониторинга климатически активных веществ. У нас есть уже два полигона, где ведется оценка потоков парниковых газов в засушливых условиях юга России. Мы собираем образцы почв и растений, в лаборатории исследуем по различным параметрам, готовим единый файл-отчет и передаем в Москву, где будут все сводить к целому.

Женщины в науке: «Нужно любить всем сердцем свое дело»

Командная работа важна для ученого или ученый – это одиночка?

В моей области важна слаженная команда. Работать одному не получится. Идеи и задачи должны обсуждаться в коллективе, быть взаимосвязанными. Каждый выполняет свою работу: отбирает пробы, проводит анализы, обрабатывает их. На выходе мы должны получить значимые данные, которые будут в дальнейшем способствовать восстановлению водных объектов. 

Как вы думаете, молодое поколение заинтересовано идти в ваше направление?

Молодое поколение воспринимает все по-другому. У нас часто бывают какие-то небольшие экскурсии, мастер-классы для старшеклассников. Они говорят, что им не нужно высшее образование, потому что оно не приносит дохода, только убытки и что они могут спокойно найти себе какую-нибудь удаленную работу, где не требуется никакого высшего образования. Подростки не понимают, зачем им тратить свое время и силы, чтобы получить специальность, по которой они все равно не пойдут работать. Так говорят примерно 80% школьников, с которыми мне приходилось общаться.

Мой племянник учится в 11 классе. В школе как таковых уроков нет, они все готовятся к ЕГЭ, стараются срочно все освоить. Некоторые дети не выдерживают и после ЕГЭ никуда не подают документы, потому что для них это психологически сложно.

Какими качествами должен обладать ученый? 

Гибкость и пытливость ума, упорство, желание что-то исследовать, что-то открывать, познавать новое. 

Какие качества ученого вы выделяете в себе?

Упорство и желание довести любое дело до конца, даже если не будет никакой выгоды. Именно это качество помогло мне защитить кандидатскую. 

Какие у вас профессиональные планы? 

Женщины в науке: «Нужно любить всем сердцем свое дело»

Я взяла небольшой творческий отпуск.  Но я продолжаю работу с моими коллегами из Дубны по синтезу углеродных наночастиц, изучению их свойств, а также по молекулярному моделированию и процессу образования углеродных частиц. Мы участвуем в различных проектах, пишем совместные статьи, проводим исследования. 

Что вы можете посоветовать молодым ученым, которые идут в вашу сферу?

Найти хороших наставников или менторов, чтобы всегда можно было с кем-то посоветоваться и услышать адекватную критику.  Нужно быть увлеченным своей работой, любить всем сердцем свое дело. 


Евгения Еньшина

Колумнист

Глава национального отделения Женщины атомной отрасли международного движения WiN Global, основатель форума и премии Коlba для женщин в науке и технологиях

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76