О наставничестве, командной работе, интересах молодого поколения и личных качествах ученого.
В рамках проекта «Колба» глава национального отделения «Женщины атомной отрасли» — Евгения Еньшина обсуждает актуальные вопросы в сфере науки и технологий с женщинами-учеными. В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась:
Юлия Берестнева -кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории анализа почв ФНЦ агроэкологии РАН, руководитель гранта РФФИ, лауреат премии Литвиненковские чтения — 2016, 2020, участник IX Стажировки молодых ученых и специалистов стран СНГ, член президиума Инновационного совета молодых ученых ФНЦ агроэкологии РАН, лауреат премии «Колба» 2023 номинация «Экология».
Традиционный вопрос — как вы пришли в науку?
Наукой я захотела заниматься на третьем курсе Донецкого национального университета, когда нас начали распределять по кафедрам и прикреплять к научным руководителям. У меня началась своего рода научная жизнь: конференции, исследования и эксперименты, апробирование данных, научные дискуссии. Меня это увлекло, и я решила, что буду поступать в аспирантуру и продолжать свою научную деятельность.
Интересно. Вы стали кандидатом химических наук. Что дает защита диссертации?
Диссертация – это долгий путь, который подготавливает ученого: дисциплина, планирование, умение вести дискуссию с оппонентом, защита своего научного труда. Эти навыки закаливают человека.
Как вы считаете, научный руководитель и наставник – это два разных человека?
Бывают разные случаи. У меня был именно наставник, который всегда поддерживал и разговаривал со мной. Даже если я была не права, он делал так, что к этому выводу я приходила сама. Можно сказать, у меня было даже два наставника, которые подготавливали меня к защите. С ними я до сих пор работаю и прислушиваюсь к их мнению.
Я знаю, что у моих знакомых научный руководитель не оказывал поддержки, не давал обратной связи по идеям, гипотезе исследования, оформлению. Когда это чисто формальность, то он и не нужен вовсе.
Нужно ли развивать школу научного наставничества?
Да, в наставниках есть большая потребность, потому что иногда происходит путаница в мыслях, потеря видения дальнейшего, перспективы своей работы, цели и, как следствие, выгорание. Наставники и менторы могут поддержать и помочь сделать правильный выбор.
Зачем ученому вести общественно-научную деятельность, например, выступать на конференциях?
Чтобы показать свои достижения, подчеркнуть какие-то новые идеи в научной дискуссии, расширить кругозор и коммуникационные связи. Когда вас отмечают какой-то наградой, появляется желание двигаться дальше в этом направлении. А на начальном пути выступления закаляют силу духа.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Наша организация является высшей сельскохозяйственной. Сейчас у нас есть большой всероссийский проект – единая национальная система мониторинга климатически активных веществ. У нас есть уже два полигона, где ведется оценка потоков парниковых газов в засушливых условиях юга России. Мы собираем образцы почв и растений, в лаборатории исследуем по различным параметрам, готовим единый файл-отчет и передаем в Москву, где будут все сводить к целому.
Командная работа важна для ученого или ученый – это одиночка?
В моей области важна слаженная команда. Работать одному не получится. Идеи и задачи должны обсуждаться в коллективе, быть взаимосвязанными. Каждый выполняет свою работу: отбирает пробы, проводит анализы, обрабатывает их. На выходе мы должны получить значимые данные, которые будут в дальнейшем способствовать восстановлению водных объектов.
Как вы думаете, молодое поколение заинтересовано идти в ваше направление?
Молодое поколение воспринимает все по-другому. У нас часто бывают какие-то небольшие экскурсии, мастер-классы для старшеклассников. Они говорят, что им не нужно высшее образование, потому что оно не приносит дохода, только убытки и что они могут спокойно найти себе какую-нибудь удаленную работу, где не требуется никакого высшего образования. Подростки не понимают, зачем им тратить свое время и силы, чтобы получить специальность, по которой они все равно не пойдут работать. Так говорят примерно 80% школьников, с которыми мне приходилось общаться.
Мой племянник учится в 11 классе. В школе как таковых уроков нет, они все готовятся к ЕГЭ, стараются срочно все освоить. Некоторые дети не выдерживают и после ЕГЭ никуда не подают документы, потому что для них это психологически сложно.
Какими качествами должен обладать ученый?
Гибкость и пытливость ума, упорство, желание что-то исследовать, что-то открывать, познавать новое.
Какие качества ученого вы выделяете в себе?
Упорство и желание довести любое дело до конца, даже если не будет никакой выгоды. Именно это качество помогло мне защитить кандидатскую.
Какие у вас профессиональные планы?
Я взяла небольшой творческий отпуск. Но я продолжаю работу с моими коллегами из Дубны по синтезу углеродных наночастиц, изучению их свойств, а также по молекулярному моделированию и процессу образования углеродных частиц. Мы участвуем в различных проектах, пишем совместные статьи, проводим исследования.
Что вы можете посоветовать молодым ученым, которые идут в вашу сферу?
Найти хороших наставников или менторов, чтобы всегда можно было с кем-то посоветоваться и услышать адекватную критику. Нужно быть увлеченным своей работой, любить всем сердцем свое дело.