Женщины в науке: «Научная журналистика – это осмысление и анализ медиапространства»

О научной журналистике, наставничестве и фейках.


В рамках проекта «Колба» глава национального отделения «Женщины атомной отрасли» Евгения Еньшина обсуждает актуальные вопросы в сфере науки и технологий с женщинами-учеными. В этот раз уникальным опытом и взглядом поделилась:

Женщины в науке: "Научная журналистика – это осмысление и анализ медиапространства"
Фото предоставлено героиней

Екатерина Мариева — аспирант кафедры журналистики Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого, лауреат стипендии А.И.  Солженицына за выдающиеся успехи в журналистике, спикер Российского общества «Знание», автор проекта по медиаграмотности «Мы в эпохе фейков», лауреат премии «Колба -2023» номинация «Научная журналистика».

Наука была с вами всегда или вам ее привили?

Мой классный руководитель много занималась со мной, готовила к различным школьным олимпиадам, в какой-то момент предложила поступить в научно-исследовательскую школу «Научное общество». В десятом классе наука меня не интересовала, но она настояла и отправила меня туда учиться.  Там я написала первую научную работу, защитила исследование, победила в научном конкурсе. И я считаю своего учителя обществознания, Семенову Ирину Викторовну, тем человеком, который направил меня в этот научный путь.

Журналистикой занимаются люди с профессиональным образованием и люди, которые не имеют соответствующей специальности. Не размывает ли это статус журналиста, как вы считаете?

Для меня это разный уровень профессионализма, кардинально разные профессии. Профессиональные журналисты используют определенный сленг, лексику общения с людьми, они знают о кодексе профессиональной этики журналиста, об авторском праве, и иных тонкостях, которые знает специалист с дипломом. А блогер — это другая история. Возможно, это размывает и снижает в какой-то степени статус журналиста. Это сейчас популярный вопрос, у меня была научная работа по теме конкуренции журналиста и блогера в медиа, в научном сообществе она вызвала бурную дискуссию. Я уважаю профессию блогера, но ни в коем случае себя к нему не причисляю.

В чем специфика научной журналистики?

Сама журналистика – это освещение событий, мероприятий с помощью различных инструментов и платформ. Научная журналистика – это журналистика, которая непосредственно анализирует медийный продукт, который создают журналисты на практике. То есть она про осмысление медиапространства, его анализ, выявление каких-то трендов, тенденций, течений, явлений. Научный журналист предугадывает, как можно, например, эффективно «упаковать» медиаединицы контента, чтобы он был востребован аудиторией ресурса.

Женщины в науке: "Научная журналистика – это осмысление и анализ медиапространства"
Фото предоставлено героиней

У меня есть пример. В прошлом году, когда был популярен сериал «Слово пацана», мне, как научному журналисту, было интересно посмотреть, как он повлияет на контент: как элементы сериала, его музыкальное и визуальное оформление будут обыграны в медиапродукте массового пользователя как автора медиатекста. Для меня это безумно интересно.

Была участником Всемирного фестиваля молодежи, по итогам мероприятия удалось проследить возникновение медиатечения, которое сформировали участники фестиваля в соцсетях; оно протекало в шесть этапов. Анализировала типы контента с чебурашками; выявляла тенденцию, связанную со звуковым сопровождением роликов; осмысливала тематическое наполнение, ключевые слова, медиадискурс в целом. Затем на конференциях презентовала, что было внутри этого контента, как фестиваль осветили иностранные участники. Это и есть научная журналистика.

На ваш взгляд, как в журналистике происходит передача знаний от старшего поколения к младшему?

Сейчас популярны формулировки «наставник», «научный наставник». Думаю, что процесс передачи знаний связан с человеком, который будет направлять и передавать те навыки, которые у него есть. Мне в этом смысле повезло. Мой научный руководитель, Каминская Татьяна Леонидовна, завкафедрой журналистики НовГУ, доцент, доктор филологических наук, ведет меня через весь этот научный путь и передает компетенции в том формате, в котором я готова их принимать. У меня был негативный опыт с другим научным руководителем, с которым мы не нашли общий язык, и я поняла, что важно найти наставника, который будет не только компетентен в той научной области, в которой ты хочешь развиваться, но и найдет с тобой общий язык.

На ваш взгляд, журналисту необходимо дополнительное образование или повышение квалификации?

Считаю, что дополнительное образование — это всегда хорошая продуктивная качественная история. Когда ты разбираешься в разных сферах, то твои тексты становятся глубже, их интереснее читать. Помимо классического университетского образования стараюсь постоянно повышать квалификацию: посещаю различные конференции, конгрессы, форумы, семинары. Причем по различным дисциплинам: по государственному и муниципальному управлению, психологии, космосу и другим. Это влияет на человека, наполняет его, соответственно, усиливает его медиарезультат.

Женщины в науке: "Научная журналистика – это осмысление и анализ медиапространства"
Фото предоставлено героиней

Какие тенденции в журналистике вы видите в ближайшие десять лет?

Медийные продукты усложняются, необходимо искать новые форматы, работать в условиях многозадачности и неопределенности, развивать медиакомпетенции, в том числе, фактчекинг.  Умение распознавать фейки и дипфейки – компетенция, которая важна как для потребителя контента, так и для его создателя.

Будет ли влиять искусственный интеллект на развитие журналистики?

Недавно отправила статью в научный журнал на эту тему. Журналисту, если он хочет продолжать оставаться конкурентоспособным, важно не отрицать возможности искусственного интеллекта, не бояться, что он заменит его деятельность, а применять технологии нейросети в своей работе для ускорения повседневных задач и их упрощения.

Женщины в науке: "Научная журналистика – это осмысление и анализ медиапространства"
Фото предоставлено героиней

В статье анализировала мнения медийщиков, журналистов, профессионалов высокого уровня по этому вопросу. Большая часть ответов была про то, что искусственный интеллект отрицать и бояться не нужно, он не заменит журналиста, потому что у него нет такой цели.

Вы создатель образовательного проекта по медиаграмотности «Мы в эпохе фейков». Что вы можете сказать по поводу фейков в журналистике?

Фейк — это серьезный политический инструмент. Самое главное – это обладать навыком критического мышления, осознанно подходить к тому контенту, который потребляем. Потому что у нас сформировалось клиповое мышление, фоновое медиапотребление: когда мы открываем телефон и начинаем листать ленту, не всегда понимая и задумываясь, какой контент мы потребляем, насколько он достоверен, зачем он нужен.

Какой KPI вы ставите на ближайший год?

Я выиграла персональный грант ректора для молодых ученых Новгородского государственного университета на проведение исследований в области научной журналистики. Соответственно, цель на ближайший год – реализовать грант, провести медиаисследования, создать необходимое количество научных статей для апробации моей кандидатской диссертации и отчитаться по этому гранту.

Женщины в науке: "Научная журналистика – это осмысление и анализ медиапространства"
Фото предоставлено героиней
Евгения Еньшина

Колумнист

Глава национального отделения Женщины атомной отрасли международного движения WiN Global, основатель форума и премии Коlba для женщин в науке и технологиях

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76