Учёные объяснили, как мы воспринимаем современное искусство

Больше не надо гадать, почему изображение не понравилось людям. Касаются выводы нейробиологов не только картин, но и любых визуальных решений. Небольшой спойлер: камуфляжные расцветки стоит носить только с определенной целью.


Начиная с обучения в художественной школе меня занимал следующий вопрос. Почему одни изображения нравятся широкому кругу зрителей, а другие, созданные в той же технике и даже порой тем же самым творцом, попросту игнорируются?

Заокеанские коллеги, оказывается, тоже задавались этим вопросом и сделали ряд исследований, которые открыли новые грани в понимании нейробиологии зрительного восприятия.

Учёные объяснили, как мы воспринимаем современное искусство
Учёные объяснили, как мы воспринимаем современное искусство

Творчество значительной части современных художников очень напоминает визуальные эксперименты нейробиологов, при этом художники зачастую не отдают себе в этом отчёта.

Нейробиологи утверждают, что зрительная кора головного мозга человека организована по методу областей со специальным назначением. Принято эти области обозначать буквой V (visual) и делить цифровыми подписями v1, v2, v3 и т.д. Учёными было доказано, что в каждой области находятся клетки, которые способны реагировать только на определенного вида раздражитель.

Учёные объяснили, как мы воспринимаем современное искусство

В одних областях существуют клетки, которые реагируют только на определенный цвет, при этом игнорируют другие признаки объекта – объем, движение, форму и т.д.

Другая часть клеток из другой V-области, напротив, прекрасно справляется с распознаванием форм или движения объектов.

Для исследований «визуальных» клеток учёные демонстрировали испытуемым различные изображения, которые различались по своему типу. Например, изображения, которые не содержали конкретных форм, но имели яркие и узнаваемые цветовые характеристики. Далее учёные замеряли реакцию клеток. Затем демонстрировали изображения с конкретными объектами и снова фиксировали реакцию.

Учёные отследили прямую аналогию между своей работой и творчеством художников. И те и другие влияют на мозг человека разными, но в то же время очень схожими принципами. Одни – электродами, другие – искусством. Выяснили, что различные стили изобразительного искусства вызывают реакцию в разных частях головного мозга. Классическое искусство с натуралистическим изображением предметов, форм и людей воспринимается мозгом комплексно. Современная живопись, напротив, способна активизировать участки зрительной коры по отдельности.

Оказалось, что, когда мы судим о ширине объекта, невозможно игнорировать его длину. Мозг всегда связывает эти характеристики.

Учёные объяснили, как мы воспринимаем современное искусство
Ильдар Харисович — Геометрия зимы

При этом текстуры и цвета обрабатываются мозгом независимо от формы предмета, на котором располагаются.

Интереснейшие данные были получены о кинетическом искусстве. Выяснилось, что для того, чтобы мозгу воспринимать движение, цвет не нужен и даже вреден. Монохромные, спокойные цвета передают эстетику движения значительно лучше. Ярким примером для понимания может служить камуфляжная одежда, которая за счёт сложного и хаотичного сочетания цветов визуально разрушает форму объекта.

У современных художников появилось понимание, как можно влиять на различные зоны головного мозга при помощи цвета, света, движения и других средств. Думаю, что творчество, подкреплённое научными знаниями, может получить новый и неожиданный виток развития.

Все изображения предоставлены автором.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76