Больше не надо гадать, почему изображение не понравилось людям. Касаются выводы нейробиологов не только картин, но и любых визуальных решений. Небольшой спойлер: камуфляжные расцветки стоит носить только с определенной целью.
Начиная с обучения в художественной школе меня занимал следующий вопрос. Почему одни изображения нравятся широкому кругу зрителей, а другие, созданные в той же технике и даже порой тем же самым творцом, попросту игнорируются?
Заокеанские коллеги, оказывается, тоже задавались этим вопросом и сделали ряд исследований, которые открыли новые грани в понимании нейробиологии зрительного восприятия.


Творчество значительной части современных художников очень напоминает визуальные эксперименты нейробиологов, при этом художники зачастую не отдают себе в этом отчёта.
Нейробиологи утверждают, что зрительная кора головного мозга человека организована по методу областей со специальным назначением. Принято эти области обозначать буквой V (visual) и делить цифровыми подписями v1, v2, v3 и т.д. Учёными было доказано, что в каждой области находятся клетки, которые способны реагировать только на определенного вида раздражитель.

В одних областях существуют клетки, которые реагируют только на определенный цвет, при этом игнорируют другие признаки объекта – объем, движение, форму и т.д.
Другая часть клеток из другой V-области, напротив, прекрасно справляется с распознаванием форм или движения объектов.
Для исследований «визуальных» клеток учёные демонстрировали испытуемым различные изображения, которые различались по своему типу. Например, изображения, которые не содержали конкретных форм, но имели яркие и узнаваемые цветовые характеристики. Далее учёные замеряли реакцию клеток. Затем демонстрировали изображения с конкретными объектами и снова фиксировали реакцию.
Учёные отследили прямую аналогию между своей работой и творчеством художников. И те и другие влияют на мозг человека разными, но в то же время очень схожими принципами. Одни – электродами, другие – искусством. Выяснили, что различные стили изобразительного искусства вызывают реакцию в разных частях головного мозга. Классическое искусство с натуралистическим изображением предметов, форм и людей воспринимается мозгом комплексно. Современная живопись, напротив, способна активизировать участки зрительной коры по отдельности.
Оказалось, что, когда мы судим о ширине объекта, невозможно игнорировать его длину. Мозг всегда связывает эти характеристики.

При этом текстуры и цвета обрабатываются мозгом независимо от формы предмета, на котором располагаются.
Интереснейшие данные были получены о кинетическом искусстве. Выяснилось, что для того, чтобы мозгу воспринимать движение, цвет не нужен и даже вреден. Монохромные, спокойные цвета передают эстетику движения значительно лучше. Ярким примером для понимания может служить камуфляжная одежда, которая за счёт сложного и хаотичного сочетания цветов визуально разрушает форму объекта.
У современных художников появилось понимание, как можно влиять на различные зоны головного мозга при помощи цвета, света, движения и других средств. Думаю, что творчество, подкреплённое научными знаниями, может получить новый и неожиданный виток развития.
Все изображения предоставлены автором.