Валентина Варнавская, исполнительный директор Sochi Fashion Week, член Национальной Академии Индустрии Моды, обладательница премии в номинации «Международный Fashion директор», поделилась с нами опытом организации Недель моды.
Посещая Недели моды, мы всегда находим вдохновение и радость. Такие события наполнены особой атмосферой, дают нам возможность узнавать о последних трендах и наслаждаться новыми коллекциями. Но за красивой картинкой и яркими эмоциями гостей всегда стоит огромный труд организаторов и множество технических нюансов.
Валентину Варнавскую по праву можно назвать автором Недель моды по всему миру, ведь она их организует с нуля. Она исполнительный директор одной из самых известных Недель моды в России Sochi Fashion Week вот уже много лет. Ее опыт также включает работу в командах по организации Недель моды в Италии, Америке и Франции. Валентина гордится своим образованием, полученным в школе Вячеслава Зайцева, а также членством в Национальной Академии Индустрии Моды и ряде fashion ассоциаций в Америке, Европе и России.

Огромный практический опыт в fashion-индустрии вдохновил нашу героиню поделиться с читателями накопленными знаниями, рассказать, как создаются Недели моды и — сколько же они стоят на самом деле.
DFR: Расскажите, как появилась Sochi Fashion Week? Как вообще возникла идея?
Валентина Варнавская: Sochi Fashion Week как проект появилась в 2017 году. Создателем, идейным вдохновителем, владельцем проекта является Папин Апроян. На тот момент город Сочи был спортивной столицей России, никаких культурных или фэшн мероприятий, которые собирали бы миллионы гостей со всей России, тогда не было. И Папин Апроян придумал проект, который позволил исправить ситуацию, направить в Сочи потоки туристов и ценителей моды.
«Если ваши показы транслируют на World Fashion Channel, это говорит об очень высоком уровне»
DFR: Вам пришлось переехать из Москвы в Сочи?
Валентина Варнавская: Какие-то вопросы, конечно, решались в Сочи, но в целом мы работали удаленно. Несмотря на то, что члены команды живут в разных городах и странах, это не мешает заниматься проектом.
DFR: Есть ли у Sochi Fashion Week отличительная особенность?
Валентина Варнавская: Это очень высокоуровневый продакшн, который находится наравне со столичными модными событиями, а в каких-то моментах даже их превосходит. Вдобавок в этом проекте могут принять участие дизайнеры любого уровня — от дебютантов до профессионалов, что добавляет ему привлекательности. К тому же Sochi Fashion Week привлекает качественную прессу, фото и видео-контент. Все показы этой Недели моды на постоянной основе транслируются на World Fashion Channel. Это говорит об очень высоком уровне доверия телеканала такого масштаба проекту. И это результат многолетней работы нашей огромной команды.
DFR: А как вы попали в проект?

Валентина Варнавская: Я являюсь директором Sochi Fashion Week почти с самых первых дней его основания. Сначала я просто помогала с проектом, а потом Папин пригласил меня в качестве исполнительного директора.
DFR: С чего начинается такой бизнес проект как Неделя моды?
Валентина Варнавская: В самую первую очередь необходим анализ конкурентоспособности. Нужно выяснить, в регионе уже проходят подобные мероприятия или нет. Второй важный момент — финансовая экономика проекта. Да, конечно, Неделя моды — во многом творческий путь, но от этого проект не перестает быть затратным, особенно если необходимо выдержать высокий уровень качества. Чтобы продукт попал на World Fashion Channel, он должен быть достойным. И в него нужно серьезно вкладываться. Поэтому важно заранее считать смету, постоянно думать над тем, как ее оптимизировать, как, не теряя качества, получить великолепный результат, но при этом не уйти в баснословный бюджет. И третий важный момент — формирование творческой команды. Без нее никуда.
«Площадка обойдется от 50 тысяч рублей в сутки»
DFR: Как происходит финансирование таких проектов как Недели моды? Можно ли получить поддержку от властей или все средства нужно искать самим?
Валентина Варнавская: Все очень индивидуально. Вы можете сотрудничать с Министерством Культуры региона или страны и получать финансирование. Но чтобы его получить, чтобы в вас поверили, важно подготовить бизнес-план, прямо придти со всеми необходимыми экономическими расчетами и защищать как полноценный экономический проект. Чтобы сэкономить, можно предложить площадке, которую вы выбрали, стать генеральным спонсором мероприятия или договориться на скидку за рекламную кампанию или пиар-акцию. Еще можно предложить площадке процент от прибыли проекта за этот период.
DFR: В среднем во сколько обходится аренда подходящей площадки?
Валентина Варнавская: От 50 тысяч рублей в сутки.
DFR: Какие ещё обязательные траты входят в смету помимо площадки?
Валентина Варнавская: Перечень статей расходов достаточно большой. Это техническое оснащение. Размещение светового и звукового оборудования, экранов и монтаж подиума является критически важным для успешного мероприятия. Можно заключить договор и утвердить спецификацию на оборудование, чтобы избежать непредвиденных ситуаций. Стоимость технического оснащения может начинаться от 700 тысяч рублей на все мероприятие. Также это расходы на продукцию для работы визажистов и стилистов по волосам. Для комфортной работы нужно от 10 до 15 оборудованных мест, а стоимость продукции может составить от 1 миллиона рублей.
DFR: Закупка или аренда рейлов, вешалок, отпаривателей тоже на плечах организаторов?
Валентина Варнавская: Конечно. Нужно ориентироваться минимум на 15 рейлов и не менее 500 вешалок, а также предусмотреть необходимое количество отпаривателей и зеркал. Стоимость одного рейла – от 7 тысяч рублей, 10 вешалок – от 2,5 тысяч рублей за набор. Ещё важно учесть расходы на оплату персонала, таких как режиссер показов, фотограф и видеограф. Для оптимального бюджета стоит ориентироваться на оплату от 70 тысяч рублей на сотрудника во время Недели моды. Прочие статьи расходов — модели, охрана, пресса, фотозоны, коктейли…
DFR: Если кто-то захочет запустить такой проект, может ли он рассчитывать, что креативным индустриям в экономике России есть достойное место? Насколько сложно получать гранты? Как это делается?
Валентина Варнавская: Да, Россия сейчас активно поддерживает такие инициативы. Есть даже специальное направление по поддержке. В том году я создавала свой бренд одежды и получала много предложений помощи от властей. Конечно же, там тоже большое количество условий, опять же нужны экономические расчеты и обоснования. Нужен либо хороший экономист в штате, либо вы сами должны обладать всеми необходимыми навыками для экономических расчетов. Но могу сказать точно — Россия сейчас одна из тех стран, кто заинтересован в развитии креативной индустрии и всячески это доказывает делом.

DFR: На своих модных мероприятиях вы даете зеленый свет всем дизайнерами или есть критерии отбора?
Валентина Варнавская: Конечно, есть отбор. Мы принимаем заявки и рассматриваем их. Из условий: у дизайнера должна быть полноценная капсула, коллекция, это минимум 20 луков, должна читаться идея, сезонность. Должен присутствовать креатив.
«Россия сегодня заинтересована в развитии креативной индустрии и всячески это доказывает делом»
DFR: А если чего-то не хватает?
Валентина Варнавская: Мы консультируем, помогаем понять, что нужно добавить и доработать, чтобы попасть на Неделю моды. И приглашаем на следующий год.
DFR: Важен ли для бизнес-проекта уровень коллекций?
Валентина Варнавская: Однозначно важен. Но тут имеет значение, как себя позиционирует проект изначально. Если он создается для помощи молодым дизайнерам, то и уровень коллекций будет соответствующим. Если же нацелен демонстрировать показы Haute couture, то и экспозиция будет иного рода.
DFR: Что самое технически сложное в создании Недели моды?
Валентина Варнавская: Пожалуй, это адаптация выбранной площадки под мероприятие. Как правило, все создатели модных проектов хотят получить крутую локацию. Например, я видела показы над водой в бассейне или вообще в открытом поле. Многие показы проходят в музеях или на территории исторических объектов, где нельзя сверлить и менять планировку. Поэтому самое сложное — умудриться совместить творческую задумку с выбранным пространством. Это же касается света и звука. Необходимо все тщательно просчитывать и помнить: идеальный свет и звук — залог успеха.
DFR: На многих Неделях моды мы видим элементы шоу, например, падающий искусственный снег. Кто продумывает такие моменты? Вы или сами дизайнеры?
Валентина Варнавская: Обычно совместно. На Неделях моды, как правило, есть арт-директор или режиссер показов. У дизайнера имеется свое видение показа, он описывает его и высылает арт-директору Недели моды, а тот в свою очередь даёт рекомендации, что можно сделать ещё лучше, чтобы сотворить настоящее шоу. Это всегда чуткий диалог между дизайнером и организатором.
«Приглашайте известных людей, сделайте так, чтобы они полюбили ваш проект. И тогда свободных стульев в зале не будет никогда»
DFR: На какие организационные ошибки вы советуете обратить внимание? Как избежать свободных стульев в зале?
Валентина Варнавская: Чаще всего это плохой пиар. Значит, вы сделали слабое PR-освещение своего мероприятия, неважно в какой стране вы организовываете его. Без рекламы, баннеров, пресс-релизов о вас никто не узнает. Второй момент — это привлечение медийных персон, блогеров, чтобы они полюбили ваш проект. Их надо приглашать и приглашать обязательно, при этом давая им отличные условия для сотрудничества. Тогда и свободных стульев в зале не будет никогда.
DFR: Маркеты и шоу-румы в фойе помогают модным проектам? Чем?
Валентина Варнавская: Безусловно. Когда люди приходят на Неделю моды, они очень вдохновлены, находятся под чарами фэшн-эйфории и им хочется тут же примерить то, что было на подиуме, потрогать это и купить. И модные проекты через возможность потрогать и купить не только продвигают бренды, но и окупают собственные вложения. Всё-таки это бизнес.
DFR: Как вы считаете, наши Недели моды способны конкурировать с западными? Или российские проекты пока остаются из области «местечковых мероприятий»?
Валентина Варнавская: Как человек с международным опытом работы на Неделях моды, а это и Европа и Америка, я могу сказать, что российские проекты ничем не уступают западным. Уровень организации, уровень подготовки — все это абсолютно не хуже, а где-то даже лучше. И могу смело заявить, что в России за последние 5 лет фэшн-индустрия ушла далеко вперёд, в небеса, и это не местечковые мероприятия, а конкурентоспособные крутые проекты мирового уровня.

Благодарим Валентину Варнавскую за интересный разговор. Уже в сентябре она приступает к работе над самым долгожданным модным событием в Париже, где играет ключевую роль fashion director. Следить за ее деятельностью можно в официальных социальных сетях Paris Fashion Air, Edgar Entertainment и Sochi Fashion Week.
Мы уверены, что именно так рождаются знаковые имена истории мировой моды. Благодаря своему таланту организатора, высокому профессионализму и пониманию механизмов работы фэшн-индустрии, Валентина стала востребована уже не только в России. Будем продолжать освещать ее успехи и рассказывать о громких проектах.
Все фотографии предоставлены организатором.