Женщины в науке: Анастасия Бышевская

Евгения Еньшина – глава национального отделения «WiN Russia» регулярно проводит встречи с интересными экспертами из разных направлений науки и технологий, обсуждая с ними профессиональные вопросы, актуальные темы из сферы науки и образования. Одно из таких интервью журналист взяла у Анастасией Бышевской – кандидат географических наук, доцент Смоленского государственного университета спорта, член Общественной палаты Смоленской области, ответственный секретарь СРО «Российский союз молодых учёных».


Чем может привлечь наука сейчас молодое поколение, что делается для этого, о перспективах науки (возможности, плюсы и минусы, с акцентом на ваш регион), насколько сильно влияет академическое образование и сам академический состав на молодое поколение (нужно ли что-то менять)?

Влияние академической среды на молодое поколение достаточно велико и сегодня, «дух» классического университета прививает молодым исследователям лучшие традиции традиционной научной школы. И это тоже важная задача – помочь реализоваться тем, кто осознанно пришёл в науку, чтобы люди не свернули с этого пути, чтобы научное сообщество превратилось в движущую силу развития нашего государства. Я считаю, что учёные могут стать драйвером развития многих сфер экономики и промышленности, но надо обсуждать вопросы и проблемы – в академической среде и на уровне власти. В последние годы становится очевидно, что привлечение молодых кадров в науку начинается именно в школе, когда у них появляется первый интерес к исследованиям. В переходном возрасте появляются другие интересы, и очень важно на этом этапе ребят поддержать и замотивировать. Чтобы выявить проблемные точки, услышать все заинтересованные стороны, максимально сконцентрироваться на том, как привлечь молодежь в науку, нужно налаживать диалог с представителями вузов, директорами школ, учёными, которые заинтересованы в том, чтобы дети не теряли интерес к науке. Мы обсуждали эту проблематику на круглом столе в рамках фестиваля «Наука 0+», и тогда ученые многих вузов региона заявили о готовности создать на своей базе такие площадки, где ребята смогут погрузиться в то или иное направление и понять, их это или нет. Может быть, у ребёнка есть интерес к биологии, но что это за биология? Биология с уклоном в медицину или, возможно, зоология, или ботаника? Дети смогут прийти на площадку в один из вузов, позаниматься, что-то попробовать и понять это. В 2022 году мы планируем организовать летнюю школу молодого учёного, но именно школьного, чтобы ребята на одной площадке смогли попробовать и то, и другое, и третье, и понять, к чему у них душа лежит.

Женщины в науке — это тренд, эволюция или до сих пор сохраняется эффект Матильды.

Я уверена, что эффект Матильды остался в далеком прошлом и теперь гендерные различия никак не влияют на научные достижения и карьерные траектории (во многих странах мира, включая Россию). Но несомненно, что женщине сложнее расставлять приоритеты, так как наука требует полного погружения, а есть еще и традиционные женские функции: поддержание быта, материнство и т.д. Например, если женщина выбирает в качестве научной специализации отрасль требующую длительного пребывания в научных экспедициях (археологию, геологию, вулканологию и т.д.), соответственно ей приходится на определенное время делать выбор в пользу науки, а не семьи и быта. Искусство сочетать в себе компетенции ученого и исконно женский функционал – тренд современных женщин исследователей. Свободный выбор жизненной траектории, главный позиивный эффект социальной эволюции.

 И блок личных вопросов — что такое для вас успех? Считаете ли вы успешным свой проект «Мой путь в науку»?

Успех, это востребованность результатов проделанной работы. В прошлом году мой авторский проект «Мой путь в науку» вошёл в сборник лучших региональных практик, подготовленный Общественной палатой России. В рамках проекта мы подготовили несколько десятков интервью с молодыми учёными нашего региона, но получилось, что о проекте через социальные сети узнали молодые учёные других регионов, и сейчас у нас кроме интервью со смолянами на сайте есть восемь историй молодых учёных из Екатеринбурга, Омска, Санкт-Петербурга, Рязани. Наверное, это хороший стимул задуматься о том, что проект может выйти за рамки региона и стать более открытым.

Целью проекта было показать личные истории успеха наших молодых учёных, чтобы другие молодые учёные, которые сомневаются в чём-то, увидели, что возможно всё: «если смог он, я тоже смогу». Но по факту оказалось, что эти истории успеха помогают связывать молодых людей, которые занимаются схожей проблематикой, в научные коллективы. То есть мы, рассказывая об учёных, получаем бонус в виде объединения их в сообщество – причём не только в Смоленской области, но и в России в целом.

В планах, организация акселератора для школьной науки. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос, и такой акселератор может стать следующей ступенью проекта «Мой шаг в науку».

Пандемия сломала привычный уклад жизни, поменяла жизненные приоритеты и ускорила технологических процесс, но и были забыты разногласия, прощены старые ошибки и обиды. И обнаружила скрытый резервуар доверия и дружбы, насколько глубок твой резервуар доверия и дружбы и что может его сломать?

Действительно, пандемия показала, как легко могут становится нереальными и недоступными привычные вещи (очные встречи и т.д), потеря возможности командной работы в режиме офлайн, для многих ученых стала большим испытанием. Мы привыкли исследовать и созидать коллективно и потеряв такую возможность, многие пересмотрели подходы к организации рабочего процесса, переоценили свои отношения с коллегами, простили старые ошибки и обиды, стали больше ценить радость живого общения. Для меня самый важный показатель дружбы и отношений в целом, это исполнение обещаний. Мой резервуар доверия полностью опустошается, если человек повторно не сдерживает данное им обещание.

Что для тебя идентичность, с чем ты ее для себя ассоциируешь и определяешь?

Очень сложный вопрос, идентичность многопланова и для меня это осознание принадлежности к социокультурным традициям своей страны, отождествление с научным сообществом. В более узком смысле идентичность это поиск собственного пути, верность индивидуальному духовному запросу.

Карл Шваб и Тьерри Маллери авторы книги «Covid -19. Великая перезагрузка». Как ты считаешь, это так? И в чем перезагрузка? В чем перезагрузка для науки и людей в ней?

Пандемийные годы поставили нас всех перед выбором, как развиваться дальше, и в условиях ограничений многие активности перешли на онлайн-платформы. Это стало огромным скачком вперёд, потому что мы получили возможность создавать и получать контент не только во время мероприятий, а на постоянной основе. И теперь есть два научных измерения: очное  (мероприятия в формате оффлайн, и постоянно действующие научные площадки на сайтах, где выложены лекции, описания мероприятий и, самое главное, беседы с учёными. Новые форматы, казавшиеся в начале пандемии Covid -19 неудобными и неэффективными, стали рабочими инструментами надежной и быстрой коммуникации в научном сообществе. Можно сказать, что мы получили по истине безграничные возможности научной коллаборации.

Для участия в форуме «Женщины в науке и технологиях — 2023», а также в премии «Kolba»: форма заявки.

Все фотографии предоставлены героем.

Евгения Еньшина

Идеолог интеллектуально-дискуссионного клуба FOUR WOMEN

Идеолог интеллектуально-дискуссионного клуба FOUR WOMEN. Член координационного совета WIN RUSSIA. Эксперт в сфере личностного роста и развития, журналист, главный редактор журнала Women of the world.

Онлайн о моде России

© 2016-2022

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76