Мастер вышивки Юлия Кукушкина рассказала о своем детстве и обучении в Греческой школе искусств; о поддержке и вдохновении; про ручную вышивку как талант, доверенный Богом.
В эпоху масс-маркета и засилья всего пластикового, встреча с такими проектами кажется глотком чистой родниковой воды. Или как будто тебя ошеломляет весенний дождь, несущий свежесть, а с ней — жизнь.
Юлия Кукушкина — мастер вышивки. Работает она в самых разных техниках, постоянно изучая, изобретая и экспериментируя. Из-под ее иголок выходят потрясающей красоты работы, от которых невозможно отвести глаз. А ещё она умеет вышивать двумя руками, записывает обучающие мастер-классы и ведёт ТГ-канал, посвященный искусству вышивки.

Юлия считает, что утилитарные вещи, окружающие человека, должны быть красивыми. Ведь быт – это большая часть нашей повседневности. И привнося капельку прекрасного в свое окружение, мы делаем лучше и сам мир.
Мы хотим, чтобы этот теплый разговор с Юлией привлек внимание не только к красоте ручной вышивки как увлекательного вида ручного труда, но и показал историю одного уникального мастера, находящего вдохновение в природе.
Давайте знакомиться!
Юлия, здравствуйте! Первый вопрос, конечно же: есть мнение, что все идет из детства. А как у вас? Каким ребенком вы были, чем увлекались? Какие вещи, явления, события повлияли на вас особенно?
Да, так и есть. Я была самостоятельным ребенком, всегда могла сама себя занять. Стоило мне только показать вектор, увлечь, а дальше я уже занималась. У нас не было телевизора, поэтому к 12 годам я освоила всю домашнюю библиотеку, перешла на сельскую и связала себе 3 джемпера. Ещё много рисовала и шила куклам. К вышивке меня в то время не сильно тянуло, не хватало усидчивости. 2 года до 14 лет я провела в Греции. Это во многом и повлияло на мой вектор развития в творчестве, в вышивке.
А где вы учились? И кто по образованию?
По образованию я юрист, окончила Московский государственный индустриальный университет и благополучно забыла об этом. Убеждена, что эта профессия не менее творческая в своём роде, просто не подходит мне по характеру.
А как вы все же начали заниматься вышивкой? Какие события этому предшествовали?
Греция в целом, и Греческая межнациональная школа искусств и ремесел в частности дали мне основу для развития в вышивке. В школе я изучала ручное ткачество ткани и ковров, конструирование и греческую национальную счетную вышивку. Наблюдала, как девочки постарше вышивали на заказ огромные скатерти, разные дорожки. Меня очень вдохновляли как сами работы, так и атмосфера. Кроме этого, я некоторое время обучалась у мастера вышивке ришелье на свободно-ходовой машине. Уже в тот период из-за разносторонности обучения я начала понимать, что моё, а что нет. К примеру, я не дружу с пошивом одежды и машинами в целом. Мне больше нравится ручной труд. Хотя я все же недавно приобрела вышивальную машинку и начинаю присматриваться, как подружить ручное и машинное, чтобы это было красиво и в моём стиле.

Помните ли вы свое первое изделие?
Помню, как преподаватель дала мне самостоятельную работу для занятий во внеурочное время. Я долго ждала этого момента и всё уже умела, как мне казалось. И вот, передо мной схема, напоминающая сороконожку и 4 цвета ниток (самых неприглядных для 14-летней меня — болотно-зелёный, темно-синий, горчичный и что-то ещё). Я молча всё взяла, нарисовала другую схему, подобрала нитки — так родилась половина моей первой греческой дорожки. Не знаю, что с ней было дальше, потому что я довольно неожиданно уехала в Россию. Наверное, причинила неудобство преподавателям, у которых, возможно, были планы на эту работу, но не могу без улыбки вспоминать эту шалость. К слову, изнанка там была ужасная. Такой была моя первая работа.

У вас молодой проект, но почерк уже узнаваем. Откуда вы сами черпаете вдохновение? Какие смыслы и образы вас притягивают? От чего вы ловите кураж, что вас будоражит?
Вдохновляет природа: сады, живые цветы и родные поля, конечно. Если бы я не стала мастером вышивки, была бы садовницей. Своими текстильными работами хочется задать свежий ритм деревенскому стилю, напомнить о близкой нам природе, о простых и доступных вещах здесь и сейчас. Поэтому люблю в качестве фона использовать лён. Ещё очень нравятся старинные фрески, иконы. Это особые ощущения, словно наполнение души из глубокого источника. Сейчас остро ощущаю, что мне не хватает художественного образования. Восполняю посещением храмов, художественных галерей, учусь анализировать произведения искусств. Вообще стараюсь анализировать всё, что попадает в моё поле зрения — понравившуюся книгу, фильм, интерьерное решение. Никогда не знаешь, в какой момент «щёлкнет». Мне нравится придумывать новое в плане вышивки. Брать один-два материала и искать интересные способы применения, сочетать техники, которые пока никто не совместил. Конечно, кажется, что всё придумано до нас, но иногда это удаётся.


Ваши работы грандиозны. Сколько времени уходит на создание вышивки? Вы делаете всё сама? Или есть помощники?
А мне, наоборот, они кажутся довольно простыми. Каждый раз, приступая к вышивке, я думаю — ну что, пара веточек того, пара листьев этого. Три дня максимум. Но быстро не получается никогда, особенно, когда закладываешь время на ручную стежку, забывая, что разметку иногда делать дольше, чем стегать. Тем более, редко бывает, чтобы я целый день только вышивала. У меня нет команды, поэтому время уходит на съемку и монтаж (когда в процессе обучающий курс, например), на ведение блога, переписку в соцсетях, личное обучение. Вдобавок я осваиваю графические программы и машинную вышивку.

А кто вас поддерживает?
Моя главная поддержка — мой муж. Он верит в меня, когда я сама перестаю верить. И поддерживает просто физически, когда необходимо что-то отправить или купить. Вышивальная машина — его идея. Если уж разбираться в вышивке, то по полной.

Какая техника или вид вышивки вам особенно нравится? Есть ли самое сложное объемное изделие, которое когда-либо у вас было?
Так сложно выделить какую-то одну технику, мне нравится всё, я получаю удовольствие от процесса не меньше, чем от результата. Бывают непростые техники, как золотное шитьё, например. С ней тяжелее, особенно когда процесс затягивается. Самая объемная работа — лоскутное панно 1*1м. Она объемна не столько своим размером, сколько количеством мелких деталей и аппликации. За основу были взяты сюжеты с лаковых палехских миниатюр о святых князьях Петре и Февронии.
Расскажите о своем отношении к коллаборациям. И с кем хотели бы создать тандем?
Мне нравится идея коллабораций — это всегда расширяет горизонты и позволяет взглянуть на свое творчество с новой стороны. Было бы интересно поучаствовать в проекте дизайнера или декоратора интерьеров.

Как сами одеваетесь в жизни? Какие бренды мировые и российские нравятся (не только бренды одежды)?
Люблю натуральные ткани, красивые платья и белые рубашки. Это про женственность и особое настроение. Не ношу брюки. Очень нравятся сумки Highcraft и обувь Mark Levillen.

Есть ли мировые мастера вышивки, за которыми вы следите, кто очень нравится?
Мне очень близки изобретательность и работы Мишель Каррагер и изящная простота вышивки Юмико Хигучи. Люблю лоскутные работы Йоко Саито, с которой мне удалось встретиться на мастер-классе в 2015 году, когда она приезжала в Суздаль.
Какие планы у проекта и мечты у вас самой?
Хочется сделать коллекцию домашнего текстиля, чтобы это были не только наволочки, а скатерти, покрывала, шторы. Также в планах осваивать машинную вышивку, чтобы совмещать техники, придумывать что-нибудь новое и более доступное, при этом не теряя саму себя. А мечтаю я о своей мастерской или, может быть, даже каком-то творческом пространстве, где есть место вышивке, живым цветам, душевному общению за чашечкой травяного чая с мёдом.

С какого своего изделия вы бы посоветовали начать знакомство с вашей вышивкой?
Я бы посоветовала начать с наволочек, вообще — с чего-то небольшого. Потому что можно посмотреть, как это вписывается в интерьер, совпадает ли ожидание с реальностью, хочется ли что-то добавить в этом стиле. Также хорошо подходят комплекты из двух наволочек — их быстрее покупают, чем одну. Когда есть поддержка пары, это не смотрится вырванным из контекста. Мои покупатели обычно не профессионалы в области дизайна, а просто занятые леди, которым нравится ручная работа и хочется разнообразить свое домашнее пространство. Им проще, когда есть готовое решение.

А какие у вас ощущения относительно интереса людей к вышивке? Не опасаетесь ли вы, что это направление может быть потеряно в эпоху правления цифры и машин?
Честно говоря, опасаюсь. Уверена, что есть ценители именно ручного труда, но они в меньшинстве, к сожалению. Не хочется думать, что машинная вышивка однажды полностью заменит ручную, как произошло с ткачеством, например. К счастью, до сих пор есть то, что машина вышить не может. Это вышивка некручённым шёлком, различные объёмные узелки и техники, вышивка золотными материалами и канителью. Готовлюсь к засилию машинной работы таким образом, чтобы совместить и подружить эти две области. Но оставляю за собой право любить, сохранять и развивать ручную вышивку как талант, доверенный мне Богом.
Узнать больше о чудесном проекте Юлии можно здесь: https://t.me/vyshivka_s_kukushkinoy