Как маска вновь стала атрибутом модных показов.
На недавно прошедшей Московской неделе моды на нескольких показах на моделях можно было наблюдать необычный аксессуар, а именно цветную маску, покрывающую всю голову.


Такая идея не нова — уже в нескольких предыдущих сезонах мы становились свидетелями “обезличивания” моделей у разных зарубежных и российских брендов, а история этого феномена уходит корнями в конец предыдущего века. Почему же дизайнеры скрывали своих моделей тогда и почему вновь делают это сейчас?
Опыт прошлого
Одним из первых адептов полной анонимности в модной индустрии стал Мартин Маржела, который скрыл от поклонников одноимённого модного дома не только свою личность, но и личность модели — он закрывал их лица полупрозрачными масками. Так дизайнер акцентировал внимание на создаваемой им одежде. В эпоху супермоделей и начала активной коммерциализации не только продукта, но и личности такой подход был по настоящему “авангардным”. Своим высказыванием Маржела как будто призывал вспомнить о том, что мода — в первую очередь про вещи и про искусство.

Маски могли использовать и по экономическим соображениям. Оплата работы супермоделей стоила немало, а общение с ними могло и вовсе обойтись лишней тратой нервов и времени. Плюсом к этому ещё идет работа визажиста, которая тоже влечёт за собой траты. Решение проблемы нашёл Жан Поль Готье, представив в 2004 году осеннюю коллекцию, образы из которой были дополнены одноцветными масками или масками с принтованными лицами моделей.

Новые вызовы современности
Развитие технологий и социальных сетей, размывание гендерных границ и другие актуальные вопросы повлияли на новый всплеск популярности масок. Использование их в коллекциях дизайнеров может нести совершенно разный посыл.
В современном мире анонимность всё больше превращается из неотъемлемого права в невиданную роскошь. Веб-сайты и социальные сети собирают наши данные, в интернете стало возможно найти что угодно и про кого угодно. На конфиденциальности покупателя строит свою концепцию бренд Anonymous Club. Дизайнер не использует маску в её естественной форме — он закрывает лица с помощью объёмных капюшонов и шарфов, футболок.


Разговоры о равенстве и самоидентификации наиболее остро стоят на повестке в последние годы. И креативные директора не игнорируют эти вопросы, воплощая в своих коллекциях идею о том, что одежда не имеет расы или гендера. Такой посыл можно наблюдать на показах Balenciaga 2022 и 2023 года, где модели были полностью облачены, с ног до головы, в одноцветные маски.


В факте присутствия маски не обязательно должна быть заложена одна из проблем современного мира. Она может помочь дизайнеру создать из модели нового персонажа, который станет частью его истории, рассказанной через одежду в рамках показа, который таким образом превращается в театрализованное действие.


Почему же маска вновь актуальна?
Использование необычного аксессуара смещает акцент с личности модели на художественное высказывание дизайнера, будь оно хоть про культ социальных сетей или про вымышленный мир. Кроме этого, в этом можно увидеть влияние ковидного времени, когда маска стала частью повседневной жизни человека, буквально неотделимым аксессуаром, нужным для взаимодействия с окружающим миром без опасных последствий. Сейчас мы не обязаны носить их всегда, но мы всё ещё часто хотим закрыться от внешнего мира, не поддаваться его шуму, что также чувствуют дизайнеры.
Автор: Винокурова Арина