Страх чистого листа 

Про отличников, опасные ластики и панические атаки. Важный приём, который поможет «аккуратистам» расслабиться и начать творить.


Страх чистого листа 
freepik.com

Каждый раз, каждый год, в каждой группе мне попадаются люди, испытывающие неподдельный ступор при виде чистого листа.

Некоторые студенты не могут решиться нарисовать даже несколько линий, а кто начинает – при виде преподавателя старается тут же их стереть. И это повторяется регулярно.

Страх сделать ошибку, страх не понравиться, страх быть неудобным/ непонятным доводит людей до состояния ступора или, как бы сказали нейробиологи, замирания.

За 20 лет преподавания я собрал статистику и выяснил один презабавный парадокс: чаще всего таким синдромом страдают отличники. Обычно виной подобных состояний является жёсткая школьная программа, «шкрабы» (школьные работники) и требовательные родители. 

Троечники и серийные «хорошисты» в подавляющем большинстве случаев не боятся листа, скорее лист боится их.

Страх совершить ошибку часто сковывает отличника в процессе решения творческой задачи. Творчество – это про радость, про состояние детской непосредственности, про живой интерес к миру. Невозможно рисовать из состояния скованности.

Доходило порой до того, что с занятий очень ответственные и целеустремлённые студенты выбегали с приступом панической атаки! Позже мы обсуждали причину запуска такой реакции, и они говорили, что виной всепоглощающее чувство ужаса от того, что работу не оценят и выгонят за никчемность из коллектива.

После выяснения причин и следствий я ввел одно очень простое и надёжное средство: запретил ластики. Совсем.

Старые привычки стирать, подправлять, прятать, перестают работать. Ученик вынужден совершать творческий шаг без возможности отката. Его корежит, крутит. Руки хаотично вертятся в поисках привычных решений. Одно, максимум два занятия – и человек легко отвыкает от возможности стирать и начинает наслаждаться проявлением себя здесь и сейчас. 

Аккуратизм vs хаос или, как говорят нейробиологи, хаос vs редукционизм.

В процессе построения объемных объектов на плоскости я периодически беру у учеников карандаш и вмешиваюсь в их работу. У тех, кто работает со мной впервые, часто возникает неподдельный ужас. В их работе появляются длинные неопрятные линии, «идеальные» штрихи перекрываются отрывистыми острыми засечками, появляется «массовое» тонирование и дополнительные мини-рисунки на полях. Дело в том что я придерживаюсь золотого правила композиции – от общего к частному. От общего замысла к проработке деталей. Видеть картину (задумку) в целом – это важнейший навык любого рисовальщика или дизайнера. Я бы назвал это очень ёмким словом – подмалёвок.

Подмалёвок связывает при помощи длинных неопрятных линий ключевые элементы в изображении, позволяет быстро наметить светотеневые особенности и вытащить объем, а острые засечки – проявить характер изображаемого объекта. Подмалёвок не особо красив, но содержит в себе все необходимые составляющие для успешного завершения работы. 

Подмалёвки пугают аккуратистов: подмалевок – это то, что нужно стереть как можно быстрее, подмалевок – это то, что нельзя, чтобы видели другие!

При этом без подмалевка невозможна отличная работа. Самый красивый цветок растет из земли, которая пачкает.

Дмитрий Щербаков

Ст. преподаватель Кафедры промышленного дизайна РГУ им. Косыгина, член Союза дизайнеров России. Основатель дизайн-студии полного цикла «Щербаков-студио» и фотоагентства «Фотодело».

Комментариев пока нет

оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Онлайн о моде России

© 2015-2024

Эл № ФC77-71034 от 13.09.2017

По всем вопросам сотрудничества:
[email protected]
+7(926)836-09-76