История знает мало красок, за которые так же безрассудно боролись женщины. До изобретения щадящих красителей добыть идеальный рыжий цвет было сложнее, чем философский камень — и почти так же опасно для жизни.

Рыжий цвет волос — один из самых противоречивых в истории западной культуры. Его боготворили, боялись, считали вульгарным и возводили в ранг идеала. Сегодня он снова в моде, но сколь долгий путь прошёл этот оттенок — от античных париков из волос рабынь до картин Тициана и Боттичелли, благодаря которым рыжий стал синонимом божественной красоты. В эпоху Ренессанса женщинам приходилось идти на немалые жертвы, чтобы соответствовать богиням на известных полотнах.

Ещё в Древнем Риме светло-золотистые пряди ценились чрезвычайно высоко — настолько, что римские матроны не гнушались снимать со своих рабынь-германок целые косы, чтобы превратить их в накладные парики. Натуральные рыжие оттенки встречались редко, а потому их имитировали с помощью хны, сажи и даже киновари. В мифологии и религии рыжий уже тогда ассоциировался с божественным: египетская Исида иногда изображалась с медными прядями, а в иудейской традиции Эсфирь и Юдифь — тоже с рыжеватыми волосами.

Средневековье резко изменило восприятие рыжего, в христианской Европе он стал символом греха. Рыжих подозревали в связи с дьяволом — достаточно вспомнить, как Иуду Искариота на картинах неизменно писали с огненной шевелюрой, а женщин с таким цветом волос нередко обвиняли в колдовстве. Однако, уже главной рыжеволосой иконой стала Елизавета I Тюдор, превратившая свой образ в мощный политический инструмент, заставляя даже мужчин при дворе красить бороды в этот цвет. Она стала настоящей законодательницей моды — придворные дамы в погоне за вожделенным рыжим тоном шли на опасные эксперименты, смешивая шафран с серой и нанося эту токсичную смесь на волосы. Современники отмечали, что подобные манипуляции часто приводили к приступам тошноты, головным болям и носовым кровотечениям, но желание походить на королеву оказывалось сильнее соображений здоровья.
Однако, настоящий триумф рыжего случился в эпоху Возрождения, когда венецианские художники, и прежде всего Тициан Вечеллио, сделали его главным цветом женственности. Их Венеры и Мадонны сияют медными и золотистыми оттенками — этот цвет ассоциировался с теплом, жизненной силой и античной эстетикой. Добиться подобного оттенка в реальной жизни было непросто. Венецианки подолгу могли сидеть на крышах своих палаццо, подставив под лучи жаркого солнца свои темные волосы, чтобы под воздействием тепла и обесцвечивающих растворов получить желаемый многими оттенок. Рецепты осветляющих красителей эпохи Ренессанса включали щелок из древесной смолы — щелочные составы осветляли пряди, но портили их структуру. А чтобы получить яркий рыжий цвет использовали шафран, ревень, куркуму, серу и известную и нелюбимую современными парикмахерами хну.

Сегодня рыжий цвет уже не требует таких жертв, но его символическое значение по-прежнему глубоко укоренено в культуре. Он балансирует между дерзостью и благородством, между мифом и реальностью. Рубин, клубничный блонд, медовый мокко — индустрия красоты преподносит нам новые упаковки все тех же желаний, искушение которыми было знакомо многим нашим предшественницам. Ведь так хочется увидеть себя в отражении новой и обновленной. И если в прошлом за это можно было поплатиться репутацией или здоровьем, то теперь это смелый шаг и признанный выбор — каждая может стать наследницей «рыжеволосой Афродиты» и музой кисти Тициана.